Как искусственный интеллект изменит рабочие отношения
Стремительное развитие технологий заставляет компании искать возможности для повышения своей эффективности. Работникам в этих условиях придется приготовиться к взаимодействию с искусственным интеллектом и пребыванию в виртуальной реальности почти круглые сутки.
Первый вариант, по мнению Эфрона, заключается как раз во взаимодействии с ИИ. На первый взгляд, это не так уж и фантастично: мы ежедневно имеем дело с искусственным интеллектом. Подборки на музыкальных сервисах для нас составляют алгоритмы ИИ, нейросети отвечают за обучение голосовых помощников в наших смартфонах и запоминают наши передвижения по городу, на кассах в магазине работает загадочное машинное зрение, которое считает сумму наших покупок. Искусственный интеллект проникает во все, что делают люди сегодня.
Как в будущем изменятся наши отношения с ИИ и окружающими нас людьми? Если посетить высокотехнологичные производственные площадки, можно представить примерную картину. Вы увидите роботов, которые снабжают работников-людей необходимыми деталями, собирают механизмы или упаковывают продукт. В прошлом люди взаимодействовали исключительно друг с другом, теперь же — с роботизированными помощниками.
Представим, как внедрение ИИ в работу управляющего отелем изменит его жизнь и отношения с коллегами и клиентами. Платформа Create Revolutions на основе технологий искусственного интеллекта руководит гостиничным бизнесом. Она направляет запросы гостей к свободному сотруднику отеля, а затем отслеживает этапы коммуникации, чтобы завершить бронирование. Это существенно экономит время и помогает обеспечивать высокий уровень обслуживания.
Будет ли ИИ в будущем так же полезен людям в работе или начнет «тормозить» наши способности к социальному взаимодействию?
«Как писателю и бизнесмену, мне интересно, как мои сообщения дойдут к аудитории или моим сотрудникам. Я также хочу знать, как будут доставлены мои обширные почтовые рассылки. Чем лучше я настрою механизмы общения, тем успешнее будет моя карьера и легче жизнь всех, кто меня окружает, — размышляет Эфрон. — Процесс связи с аудиторией может принести стресс и даже повлиять на желание выразить мысль. То же самое можно сказать об общении с глазу на глаз. Но представьте себе мир, в котором вы заранее знаете, как ваши читатели, непосредственные подчиненные или коллеги будут реагировать на то, что вы собираетесь им сказать или прислать, получая тем самым возможность заблаговременно внести уточнения. Это путешествие во времени? На самом деле, это искусственный интеллект».
На сегодняшний день такой способ организации работы не слишком распространен, поэтому большинство компаний ищут другие возможности для инноваций. Для этого подходит оптимизация и деконструкция трудовых процессов, а также их частичная или полная автоматизация, поддерживающая основные или повторяющиеся человеческие задачи.
Второй вариант — дистанционный труд. Вариант удаленной работы привлекает все больше потенциальных сотрудников. Эфрон замечает, что дистанционная занятость в будущем станет нормой для большинства организаций, поскольку уже сейчас они стремятся сократить эксплуатационные расходы.
Удаленная работа потребует от сотрудников определенных навыков. Прежде всего, им нужно будет постоянно оставаться на связи, эффективно работать в виртуальных командах, начиная от участия в мозговых штурмах и заканчивая дизайном и выпуском продукта. В рабочей коммуникации по видеосвязи будут свои нюансы. К примеру, придется самостоятельно организовать рабочее пространство так, чтобы оно не отвлекало коллег от общения. Разумеется, проводить совещание в пижаме — не вариант.
Фотограф Мэтью Ролстон специально составил инструкцию на YouTube, в которой рассказал, какие приемы помогут хорошо выглядеть во время видеосвязи.
Третий вариант касается поддержания человеческих взаимоотношений в эпоху технологий и роботизации рабочего пространства.
Социальные сети, видеосвязь, виртуальная реальность — все это создает вокруг нас информационный пузырь такой плотности, что порой в его пространстве не остается место для обычного человеческого общения. Главная угроза для нас в будущем — это одиночество. «Многие люди признаются, что чувствуют себя более одинокими, чем раньше, — говорит британский журналист Джоан Хари, констатируя наличие связи между одиночеством и депрессией. — Людям нужны "племена", как пчелам нужны ульи».
В своей книге «Потерянные связи» он предлагает вернуться к «племенным корням человечества», возникшим в африканских саваннах. Десятки тысячелетий назад депрессии не существовало, вероятно, по причине тесного общения между людьми. Многолетние исследования человеческого мозга показали критический недостаток внимания людей к внешним факторам, таким как социальная среда, что приводит к возникновению депрессии, подчеркивает Хари.
В будущем ситуация вполне может ухудшиться. Удаленная работа еще сильнее изолирует человека, а к изоляции добавится коммуникация с новым «коллегой» — искусственным интеллектом. Психическое и эмоциональное здоровье в этой картине мира может серьезно пострадать. Поэтому людям будущего придется тщательно подходить к планированию человеческих взаимоотношений. Возможно, нелишним будет отдельное расписание для «встреч с людьми», полагает Эфрон.
Трудовая среда продолжит меняться быстрыми темпами, и ключом к благополучию человека в ней может стать лишь понимание того, каким образом люди и машины придут к «безболезненному» взаимодействию. Поскольку предсказания о неминуемом апокалипсисе из-за появления технологий до сих пор не сбылись, есть надежда, что людям удастся сработаться с искусственным интеллектом и пространством, которое он будет создавать, чтобы выйти на путь прогресса и инноваций.