Впечатления, 04 окт 2018, 10:46

Зачем корпорации собирают предметы искусства

Предметы искусства могут собирать не только частные лица, но и целые компании. Корпоративное коллекционирование — большое и серьезное направление в арт-индустрии. Правда, в России всего несколько компаний имеют собственные коллекции. В мире таких — сотни.
Читать в полной версии
Фото: Fondation Louis Vuitton

Корпоративная коллекция — отражение идентичности бренда

AXA — одна из ведущих страховых и финансовых компаний. В корпоративной коллекции ее дочерней структуры AXA ART — более 3,5 тыс. произведений разных художественных направлений. От Яна Фабра (стоимость некоторых работ превышает сотни тысяч евро) до представителя молодого британского искусства Фионы Рей (работы оцениваются в несколько десятков тысяч евро). Коллекция предметов искусства призвана отражать ценности компании и уникальность ее продукта.

Художник Элиас Вессел. «Landscapes II» (Фото: axa-art.com)

В банке KBL European Private Bankers (KBL epb), специализирующемся на управлении активами состоятельных людей, корпоративная коллекция выступает точкой пересечения интересов банка и клиентов, показателем статуса компании. Собрание из 130 уникальных предметов искусства конца XIX — середины XX века экспонируется в гостевом доме рядом с главным офисом. Посетителей в фойе встречают три работы — Густава ван де Вустейне (стоимость полотен — 300-500 тыс. евро), Рене Магритта (3–13 млн долларов) и Фернана Кнопфа (средняя cтоимость — 150 тыс. долларов). Доступ к коллекции по замыслу позволяет клиентам банка ощутить свою значимость и почувствовать атмосферу привилегированности.

Рене Магритт. «Происхождение языка», 1953 (Фото: wikiart.com)

Автомобильная компания Daimler AG с 2013 года начала активно пополнять свою корпоративную коллекцию работами современных китайских художников (Cao Fei, Ding Yi, Yang Fudong, Lee Kit) и представлять их на выставках. Именно Китай сейчас считается одним из важнейших рынков для премиальных автомобилей.

Искусство выступает отражением бренда в коллекции компании Ritter Sport (немецкая марка шоколада). Более 1000 произведений живописи, графики и скульптуры современных художников построено вокруг квадратной формы (форма шоколадной плитки). Коллекцию украшает один из легендарных черных квадратов Малевича. В музее, имеющем форму куба, размещены геометрические абстракции XX и XXI веков, а часть музея отдана под экспозицию шоколада.

 

Искусство как источник развития креативности

Одна из причин, почему компании коллекционируют искусство, — развитие креативного мышления сотрудников, а, значит, и бизнеса. «Искусство заставляет задуматься, оно вдохновляет нас на возникновение новых идей, открывает для нас новые точки зрения, которые приводят к необычным и инновационным решениям», — говорит в интервью для книги «Global Art Collections» Фридхельм Хютте, руководитель коллекции компании Deutsche Bank. Коллекция банка насчитывает около 60 тыс. живописных и фоторабот современных художников, расположенных в офисах по всему миру. Среди них — абстрактная картина Герхарда Рихтера 1980 года (в 2015 году другая его абстракция была продана на аукционе Sotheby’s за 46,3 млн долларов), работы Зигмара Польке (его работы также уходили на аукционах больше, чем за 2,5 млн долларов) и других признанных мастеров — Кандинского, Мондриана, Бэкона.

Сотрудники издательства Penguin Books очень ценят позитивный настрой, который создают в его офисе произведения искусства. В коллекции компании насчитывается около 200 работ общей стоимостью 200 тыс. фунтов стерлингов. Это малотиражные гравюры британских художников. По словам Джоанны Приор, управляющего директора, в коллекции есть некоторое количество провокационных работ. Неодобрение консервативной аудитории или инвестора их не сильно беспокоит. «В коллекции много юмора. Иногда картина, которую вы встретили при входе в переговорку, заставляет вас посмеяться», — улыбается Приор.

Искусство и бизнес слились во французской группе компаний LVMH. Выставочный центр Fondation Louis Vuitton в Булонском лесу стал уже одной из достопримечательностей Парижа. А культурная деятельность компании неотделима от самого бренда, исторически тесного сотрудничающего с художниками.

Человеческая сторона бизнеса

Большинство компаний говорят о корпоративном коллекционировании как о своей социальной миссии. Искусство может служить не только бизнесу, но и стать серьезным вкладом в культуру страны.

Страховая компания Aspen Insurance поддерживает молодое искусство, приобретая работы молодых и пока неизвестных художников. Среди более чем 300 работ современного искусства — восходящая швейцарская звезда Клаудиа Комте или один из самых неоднозначных молодых художников Нью-Йорка — Сэм Пулитцер. Кроме того, в 2013 году компания учредила ежегодную Премию Aspen Digital Art для выпускников художественных вузов, работающих в сфере цифрового искусства.

Победитель получает 5 тыс. фунтов стерлингов, чтобы создать предмет искусства. Одна из последних победителей, Матильда Скелтон Мейс, представила работу «Sky Island» — мир, состоящий из виртуальных отпечатков пальцев. Для знакомства с коллекцией компания выпускает каталоги, объединяет работы из разных филиалов через онлайн-выставки, проводит экскурсии и организует паблик-токи по темам, затронутым художниками в произведениях.

Матильда Скелтон Мейс. «Sky Island» (Фото: contemporaryartsociety.org)

Российские компании-коллекционеры

Согласно справочнику коллекций корпоративного искусства, в мире около 800 компаний имеют собственные коллекции. В России официально таких компаний всего четыре. Это «ЮниКредит Банк», собирающий русское искусство 20-30-х годов — независимый поставангард, который в свое время не был официально признан, но имеет высокую художественную ценность. В коллекции есть работы художников, чьи имена стали символами направления, — Александра Древина, Надежды Удальцовой, Антонины Софроновой, Леонида Зусмана, Александра Лабаса. Одну из самых дорогих работ однажды оценили в 1 млн евро и даже хотели выкупить. Впрочем, большинство произведений банк приобрел по символическим ценам у наследников художников.

«Газпромбанк» собирает коллекцию современного российского искусства — для сохранения культурного наследия страны и «развития инновационных моделей мышления». Собрание включает в себя знаковые произведения с начала 1990-х годов и по сегодняшний день: живопись, скульптуру, инсталляцию, фотографию и видео. В корпоративной коллекции есть работы и знаменитых мастеров (Семен Файбисович, Ирина Корина, Владимир Дубосарский, Павел Пепперштейн), и молодых художников (Алина Гуткина, Светлана Шуваева). Стоимость разнится от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. За 6 лет существования коллекции банк приобрел более 900 произведений, стал членом уважаемой Международной ассоциации корпоративных коллекционеров современного искусства — IACCCA, принял участие в многочисленных российских и зарубежных выставочных проектах. Собрание «Газпромбанка» включено в сборник 80 самых значительных корпоративных коллекций мира (издание «Deutsche Standards Editionen»).

Русские художники от 1953 года до современности представлены в коллекции «СДМ-банка». В основе собрания — русский реализм, но четкой концепции нет. Приобретения делаются на основе эстетических предпочтений руководства компании. Средняя стоимость работ знаковых художников, таких как Татьяна Яблонская и Макс Бирштейн — до 10 тыс. долларов, а Александра Лабаса и Натальи Нестеровой может достигать 100 тыс. долларов.

Наталья Нестерова. «Гранат», 2006 (Фото: Галарея «Глаз» / СДМ-Банк)

Поддержку молодому искусству оказывает с 2015 года российский филиал швейцарского банка Credit Suisse. В московской коллекции — серия из четырех картин Светланы Шуваевой (стоимость работ — до 10 тыс. долларов), ваза  Евгения Антуфьева (стоимость работ 2-20 тыс. долларов), две работы Артема Филатова и три Аси Маракулиной (из серии «Потайные швы»), победительницы премии Credit Suisse и Cosmoscow 2018 года.

На этом заканчивается корпоративное коллекционирование в России. Причинами такой низкой вовлеченности могут быть относительно небольшой возраст бизнеса как такового или отсутствие налоговых льгот (к примеру, в Европе существует закон, по которому компания имеет возможность вычитать сумму, уплаченную за оригинальную работу живого художника, из оборота компании).

При этом мировой опыт показывает, что плюсы от создания коллекции превышают потенциальные риски и вложенные средства. Возможно, растущая конкуренция побудит российское деловое сообщество обратиться к корпоративному коллекционированию как к инструменту бизнеса.