Впечатления, 24 сен 2018, 20:14

В Москве покажут картины «Скрипка» Пабло Пикассо и «Свадьба» Анри Руссо

Яркие представители авангарда в Пушкинском музее
В Пушкинском музее при поддержке Mastercard открывается выставка «"Парижские вечера" баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера». Экспозиция расскажет о женщине, объединившей вокруг себя весь цвет парижского авангарда начала XX века.
Читать в полной версии
(Фото: arts-museum.ru)

Баронесса Элен Эттинген

Польская аристократка Елена Менчинская получила свой громкий титул благодаря непродолжительному браку с русским офицером бароном Отто фон Эттингеном. В начале ХХ века она — начинающий живописец и литератор — перебралась в Париж вместе со своим кузеном Сержем Ястребцевым (Фера), где пошла учиться в академию Рудольфо Жюльена.

Чуть позже баронесса создала в своем особняке на бульваре Распай, 229 литературно-художественный салон, а также организовала журнал «Парижские вечера» (Les Soirées de Paris), в котором печатали авангардных поэтов и рассказывали о самых интересных художниках.

Капиталы дореволюционной России позволяли творческой паре заниматься меценатством, покупать картины, поддерживать юные дарования. Казалось бы, потеря состояния после революции должна была уничтожить баронессу и ее кузена, но они выстояли. Постоянный творческий поиск не дал пропасть Элен и Сержу. Она публиковала свои стихи, выставлялась под псевдонимом Франсуа Анжибу, экспериментировала в моде, создавая модели в стиле ар-деко, а Фера занимался самыми разными театральными проектами. Кстати, именно Серж сохранил архив баронессы, которая умерла от лейкемии в 1950 году.

Фернан Леже. Композиция, 1918 (Фото: arts-museum.ru)
 

Колыбель новаторства

Элена и Серж обставили свой литературно-художественный салон необычной для того времени африканской скульптурой, которая стала набирать популярность, и украсили стены картинами Анри Руссо. У обоих молодых людей было невероятное чутье на искусство, им удалось собрать вокруг себя лучших представителей новаторских течений. В салоне общались, ругались, веселились и творили Макс Жакоб, Андре Сальмон, Жорж Брак, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Амедео Модильяни, Александр Архипенко, Михаил Ларионов, Александра Экстер, Марк Шагал, Леопольд Сюрваж, Робер Делон, кубисты «Золотого сечения» и итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто. Кстати, говорят, баронесса сама учила русскому Пабло Пикассо.

Грис Хуан. Натюрморт с бутылкой, 1916-1917 (Фото: arts-museum.ru)

Экспозиция

В ГМИИ им. А.С. Пушкина привезли ранее неизвестные документы и материалы, принадлежавшие баронессе, из частного архива — семьи Руссо. У Элен не осталось прямых наследников, а отец владельца архива в 30-х годах ставил спектакли в декорациях Сержа Фера.

На выставке также собраны произведения из Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, Национального музея Орсе, Парижского Музея современного искусства, Хельсинкского Художественного музея Атенеум, Женевского музея Пти-Пале и Национальной библиотеки Франции — всего около 30 картин и полусотни рисунков, архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна.

«Благодаря выбору работ выставка отражает новый дух, вдохновленный "Парижскими вечерами". Этот дух определил тенденцию художественной жизни Монмартра и Монпарнаса и увлек за собой всю артистическую молодежь мира, которая прибывала из Европы (Италии, Испании), Америки, а также с Востока. Именно из этого постоянного движения увлеченных критиков и рождаются кубизм, орфизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм — авангардные движения, которые укрепляют статус Парижа как мировой столицы искусств», — отмечает парижский куратор выставки Сильви Бюиссон.

Анри Руссо. «Муза, вдохновляющая поэта», 1909 (Фото: arts-museum.ru)

Выставка пройдет в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков до 13 января.