Снимите это немедленно: что приходит на смену зеркальным фотоаппаратам
Вслед за пленкой уходит в прошлое и «зеркалка»Технологическая революция, какой не было четверть века, случилась с камерами — не с теми, что спрятаны в смартфонах, а с теми, на которые по-прежнему делаются снимки для мировых выставок вроде World Press Photo или The Best of Russia.
Пик популярности фотоаппаратов пришелся на 2014 год: тогда камеры в смартфонах еще с трудом могли предложить фотографии того качества, которое требовалось взыскательной публике. Даже несмотря на то, что в 2013 году на рынок вышла модель 1020 от Nokia c невероятным на тот момент объективом на 40 Мп. Но тренд был задан, и с тех пор фотокамеры как отдельный класс устройств постепенно уступают место мобильной фотосъемке.
Тем не менее возможности карманной и полноценной камер по-прежнему несопоставимы: несмотря на все старания смартфонных инженеров, телефоны физически ограничены габаритами. «Настоящие» камеры остаются выбором профессиональных фотографов, какой бы «камерофон» ни лежал у них в кармане. И последние несколько лет стали прорывными для этого рынка.
Традиции развития фотооптики успели закрепить в сознании фотолюбителей аксиому «хороший аппарат — "зеркалка", остальное — от лукавого». Долгое время это было правдой — устройства с комплексом зеркал внутри действительно были вне конкуренции в плане скорости и точности передачи на видоискатель того, что вы собираетесь снять.
Отдельные попытки многих производителей стать основоположниками моды на «беззеркальность» — когда свет попадает на видоискатель уже электронным способом, позволяя отказаться от системы зеркал, — случались несколько лет назад. Но, в силу статуса пионеров, компании совершали неизбежные ошибки, как технические, так и программные, и не могли соответствовать требованиям крайне консервативной аудитории профессионального фотосообщества. А ведь именно оно формирует общее восприятие новой фототехники у менее щепетильной и более широкой публики.
Все это привело к тому, что на беззеркальные новинки долгое время смотрели скептически, а крупные игроки рынка, включая Canon, осторожничали и не представляли новых устройств наступившей эпохи — хотя технологически и были готовы сделать это 2-3 года назад.
Но прогресс не остановить, и рано или поздно фотомир должен массово уйти от зеркал, как когда-то он ушел от пленки. В случае с Canon революционным комплексом устройств стала система EOS R, включающая одноименную полнокадровую камеру и набор сменных объективов.
По заявлениям, это пока единственный гаджет, который может автоматически фокусироваться при почти полном отсутствии освещения, — до минус шести ступеней экспозиции (-6EV) vii. Помощником тут выступает электронный видоискатель, который подрос до почти 3,7 Мп. Символично, что съемка в темноте стала краеугольным камнем и для смартфонных камер, и для классических, — оба лагеря инженеров сейчас решают эту проблему в первую очередь.
Что касается новых объективов, то они также заявлены как самые легкие в мире: 400 мм f/2.8 и 600 мм f/4, а также первый объектив 32 мм для беззеркальных камер. При этом сохраняется возможность установки и всех прочих объективов предыдущего поколения.
Технически EOS R — первая камера с 12-контактным байонетом RF с рабочим отрезком в 20 мм и диаметром крепления в 54 мм. Это тоже часть тезисов революции, поскольку новая система позволяет проектировать объективы с более гибкими параметрами, чем это было возможно ранее. Внутри камеры стоят 35-миллиметровый полнокадровый датчик изображения с разрешением 30.3 Мп и процессор DIGIC 8. Комбинация «железа» и оптики выражается в автофокусе, претендующем на лавры спринтера Усейна Болта: он справляется со своей задачей за 0,05 секунды. На практике это означает, что запечатлевать движущиеся объекты можно со скоростью до 8 кадров в секунду, а в режиме следящего автофокуса — со скоростью 5 кадров в секунду.
Особая функция новинки, ломающая каноническое восприятие фотоаппарата, — умение снимать в полной тишине. Это тот самый поворотный момент, когда звук затвора больше не неотъемлемая часть съемки, как когда-то ею перестали быть всполохи магниевой вспышки вокруг фоторепортеров или ручная перемотка пленки. Нововведение позволит фотожурналисту и свадебному фотографу стать практически незаметной фигурой на мероприятии, где звук затвора нежелателен.
Существенной преградой на пути любой фотоновинки к успеху всегда становился интерфейс. Как у автомобиля, вся мощь и динамика которого соприкасаются с реальным миром всего через четыре точки контакта шин с землей, так и в мире профессиональной фотографии успех зависит от мельчайших нюансов работы с кнопками и удобства интуитивного переключения функций аппарата. Не угодите консервативному сообществу профи — потеряете рынок. По этой причине почти каждый элемент управления в EOS R является настраиваемым. Например, в объективах системы RF впервые реализовано программируемое кольцо управления — оно позволяет фотографу изменять параметры диафрагмы, выдержки, ISO или компенсации экспозиции, не отвлекаясь от видоискателя.
В то же время сохранилась преемственность в эргономике — ощущения будут знакомы тем, кто хоть раз держал в руках фотоаппараты Canon. Тач-панель при этом может быть настроена так, чтобы касаниями менять, например ISO.
Наконец, было бы странно в 2018 году ожидать модель фотоаппарата без той или иной дружбы со смартфоном. Так, у EOS R постоянно включен Bluetooth, и благодаря этому устройство может присваивать фотографиям GPS-координаты. А приложение Canon Camera Connect позволяет управлять камерой на расстоянии. Что касается работы со снимками, то и здесь «цифра» продолжает свое наступление — в виде приложения DPP Express для iPad. Оно призвано помочь выжать максимум из RAW-изображений без привязки к стационарному компьютеру.
Главная интрига теперь — как воспримет продукт рынок. Задавая новые стандарты съемки на массовом уровне, Canon сильно рискует — компании нужно максимально безболезненно перевести на новые рельсы и производство, и желания аудитории.
Задача компании амбициозна — не повторить судьбу парусных клиперов, самых скоростных судов своего времени, проигравших всего одну, но самую главную — технологическую — гонку. Победителем из нее, как известно, вышли практичные пароходы.