Жизнь, 29 авг 2018, 12:08

Руссо туристо: почему нас все еще раздражают соотечественники за рубежом

Россиянин, который на курорте носит сандалии на носки и орет «Тагил!», давно стал ходовым образом массовой культуры. Но, встреченный в реальности, он все так же выводит нас из себя. Разбираемся, при чем тут стыд, стресс и желание казаться лучше.
Читать в полной версии
(Фото: kinopoisk.ru)

Хотя люди, которым более или менее все равно, с кем отдыхать в одном отеле или на одном острове, встречаются довольно часто, значительно больше тех, кто придерживается одной из двух противоположных позиций. Одни ищут возможности прибиться к «своим» и, услышав в музее или ресторане русскую речь, спешат познакомиться и завести разговор. Другие, наоборот, всячески избегают контактов с соотечественниками, краснеют, увидев в центре Милана обладателя так называемой славянской внешности, и даже специально выбирают гостиницу, в которой, судя по отзывам, россиян останавливается меньше, чем немцев или англичан.

Первый тип поведения легко объясним. Поездки за границу изобилуют факторами, вызывающими стресс: например, не все знают иностранные языки и способны в случае необходимости объясниться с местными жителями. Когда француз или итальянец, по ошибке приняв туриста за своего, попытается узнать у него, который час, один человек просто пожмет плечами и пойдет дальше, а другой испугается, решив, что случайно допустил какую-то ошибку, и за нее сейчас придется отвечать. Впрочем, существует исследование, которое показывает, что, попадая в подобные ситуации, мы совершенствуем навык эмпатии и учимся лучше понимать людей по невербальным реакциям.

Незнакомая кухня, сложное устройство системы общественного транспорта, ушлый продавец на рынке, который за килограмм экзотических фруктов содрал с вас в пять раз больше, чем они на самом деле стоили — все это расстраивает, раздражает и порой вызывает желание поскорее вернуться домой, к котлетам с картошкой и родному автобусному маршруту «Б». В таком случае общение с соотечественниками утоляет тоску по привычному образу жизни.

В то же время путешествия за границу для россиян все еще не стали базовым, широко распространенным видом отдыха. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, 45% наших соотечественников собирались провести летний отпуск дома, а 34% — на даче. При этом почти половина респондентов (44%) сказали, что не могут никуда поехать из-за нехватки денег. Можно было бы сослаться на продолжительный кризис, но еще в 2016 году тот же ВЦИОМ сообщал, что за предыдущие пять лет только около 20% жителей России побывали за рубежом.

Кадр из фильма «All inclusive, или Всё включено» (Фото: kinopoisk.ru)

Получается, что человек путешествующий — это человек привилегированный, имеющий определенный уровень достатка. А достатком хочется похвастаться: неслучайно одним из самых распространенных инстаграм-клише стали загорелые ноги-«сосиски» на фоне моря. Так что выходец из России, который без приглашения подсаживается к вам за столик в кафе, нередко просто стремится показать, что тоже может позволить себе поездку в Турцию или Таиланд.

 

Стыдно за себя и за того парня

Кажется, что людей, которым нравится отдыхать с соотечественниками, принципиально меньше, чем тех, кто старается держаться от них подальше. Такое впечатление складывается главным образом потому, что последние куда более заметны. Единицы рассказывают в соцсетях, как встретили в Новой Зеландии отличного мужика из Пензы, ставшего душой компании, или как в Сантьяго познакомились за ужином с приятной, интеллигентной парой из Москвы. Зато в разгар отпускного сезона Facebook пестрит гневными постами об этих ужасных русских, которые орут на своих детей в аэропортах, устраивают пьяные драки в отелях с системой «все включено» и упорно лезут за ограждение, чтобы сфотографироваться в обнимку с каким-нибудь памятником.

Увы, туристы из России действительно время от времени делают все перечисленное. Но стоит только слегка расширить диапазон оценок, как тут же оказывается, что англичане или финны в изрядных количествах употребляют алкоголь, итальянцы могут ночь напролет громко разговаривать и смеяться на отельной веранде, не задумываясь, что другим постояльцам наверняка хочется поспать в тишине, а представления китайцев о личном пространстве сильно отличаются от тех, что распространены в Северной Европе.

Кадр из фильма «Горько!» (Фото: kinopoisk.ru)

Огрехи в поведении иностранцев могут раздражать и быть источником бытового дискомфорта, но эмоционально задевают они значительно меньше. В то время как соотечественник, который приходит в шортах в ресторан высокой кухни в Париже или бросает на землю обертку от мороженого, гуляя по улицам картиночного Брюгге, вызывает целый коктейль острых негативных чувств: гнев, огорчение, тревогу. А на первый план неизменно выходит стыд. Не за незнакомого мужчину (или женщину) из одного с тобой города, а парадоксальным образом за себя.

В 2016 году в «Журнале поведенческой медицины» (Journal of Behavioral Medicine) вышла статья, авторы которой нашли связь между острым чувством стыда и выработкой кортизола — гормона стресса. Тогда же в журнале «Границы в психологии» (Frontiers in Psychology) появилось исследование, авторы которого утверждали, что на нашу самооценку заметное влияние оказывает стыд не только за свои проступки, но и за проступки другого человека, которого мы считаем частью своей «группы».

Подсознательное ощущение единства со своим народом в действительности сидит в нас значительно глубже, чем нам того хотелось бы. А существование стереотипов о разных национальностях и мемов с фотографиями ковров на стенах и «русских приседаний» (russian squats) подливает масла в огонь. В итоге нам кажется, что по невежеству, неряшливости, неотесанности совершенно постороннего человека будут судить и о нас самих. Публичный позор одного распространяется на всех.

Одной из претензий к девушкам, которые заводили ни к чему не обязывающие романы с иностранными болельщиками во время недавнего Чемпионата мира по футболу, было утверждение, что они таким образом якобы позорят страну. Да, мы живем не в далекие советские времена, когда американца можно было увидеть только в составе официальной делегации. Но отношение к уроженцам других государств как к людям не совсем обычным все еще так или иначе сохраняется. А перед не совсем обычными людьми позориться не хочется вдвойне — и непосредственно в их стране, и когда они приезжают на твою территорию.

Помощь вместо осуждения

Неудивительно, что от того, чьи поступки косвенно наводят тень на наш собственный «моральный облик», хочется отгородиться. Сделать вид, что ты не понимаешь его языка и начать демонстративно говорить по-английски. Попытаться быстро и незаметно уйти. А потом написать в соцсетях злой, ироничный пост, чтобы четко обозначить провинившегося и как бы отвести подозрения от себя.

Но нелюбовь к туристам-соотечественникам объясняется не только этим. Путешествие дает нам возможность на пару недель побыть человеком, которым мы не то чтобы не являемся в действительности: просто в обычной жизни ему — веселому, раскрепощенному, любопытному, легкомысленному, готовому экспериментировать — часто практически не остается места. Его подминает под себя рутина, которая есть в любой профессии, в любой семье.

Кадр из фильма «All inclusive, или Всё включено» (Фото: kinopoisk.ru)

Мы едем за границу за новыми впечатлениями и с желанием найти что-то новое в самих себе. Но встреченный где-то на другом конце света — под тропическим солнцем и среди пальм — земляк, во-первых, одним своим видом напоминает, что переполненное метро, годовой отчет и очередная эпидемия гриппа никуда не исчезли: они терпеливо ждут нашего возвращения, ведь отпуск скоро закончится. А во-вторых, именно он, а вовсе не иностранец, способен безошибочно угадать под маской туриста, радостно обедающего лангустинами в пляжном кафе, того самого русского из мемов — хмурого, большую часть года одетого в серый пуховик любителя пельменей.

Есть ли выход из этого замкнутого круга? Можно ли вообще научиться не беситься, когда мужчина или женщина, приехавшие за границу из той же страны, что и ты, явно нарушают нормы поведения, принятые в другом государстве? Психологи дадут на эти вопросы два ответа. Первый: осознать свои личные границы и понять, что вы — отдельный, самостоятельный человек, на которого не распространяются автоматически чужие предпочтения и заблуждения. Второй: научиться принимать других людей, которые бывают разными — в том числе с точки зрения полученного ими воспитания и образования. К сожалению, мы живем не в прекрасной, сферической реальности в вакууме, и далеко не у всех есть доступ, например, к курсам иностранных языков.

Впрочем, представления, будто мы в принципе не способны повлиять на чьи-то действия, все-таки не совсем верны. Главное, делать это достаточно деликатно. Матери, которая кричит на ребенка в аэропорту, попробовать предложить помощь: возможно, она просто устала после долгого перелета, и у нее сдают нервы. Мужчине, который не знает, как правильно есть нормандские мидии, чтобы не запачкать себя и всех вокруг, дружелюбно и без насмешек подсказать пару лайфхаков. Мальчику, который тянется, чтобы дотронуться до картины в музее, спокойно объяснить, почему не стоит так поступать.

И только с носками под сандалии ничего поделать нельзя. Носки под сандалии — это жизненный выбор. С ним можно только смириться.