Как москвичка проехала 6 тысяч км на велосипеде
Анна, такса и велосипед
До того, как об Анне Смолиной узнало множество людей, она долго работала в маркетинге, управляла отделом SMM, а позже открыла свое агентство. Об истории и причинах путешествия Смолина рассказала в своей книге «А чего дома сидеть?»: «Поход был объявлен на 9 тыс. километров. Маршрут пролегал по главным трассам — аналогам Транссибирской магистрали: получалось, будто я поеду по легендарной железной дороге, но только на велосипеде. Глубоко в Сибири имелись участки, которые меня сильно смущали. На деле я допускала их объезд через соседние с маршрутом страны, но основной вектор неизменно лежал на Дальний Восток. Конечной точкой должен был стать Магадан. Именно там живет мама, с которой мы много лет не поддерживали отношения. Восстановить и наладить общение с мамой было еще одной целью моего похода».
На пробег до Магадана Смолину сподвигло сразу несколько причин. Среди них и семейная драма, в 15 лет сделавшая ее ребенком-беспризорником, и внутреннее чувство дискомфорта и неудовлетворенности от города, где она живет, и, наконец, диагноз, поставленный ветеринарами ее таксе Капе. Обнаружив у собаки опухоль, врачи убеждали хозяйку, что питомец долго не проживет. Однако Капе уже почти 15 лет, и путешествия делают животное только крепче и здоровее.
Сомнений, что собака отправится в путешествие, быть не могло. Выбирать вид транспорта тоже долго не пришлось: «За мной всегда была закреплена репутация безумной велосипедистки: и зимой в бурю, и летом в зной, и на встречи с друзьями или переговоры с партнерами я приезжала на велосипеде. На меня смотрели, как на ненормальную. Но я всегда отвечала: “Хватит сидеть, ребята, нужно двигаться!”».
Набережные Челны, Магадан и неожиданная встреча
«Однажды я просто подумала: что сделает меня счастливой? Идея появилась за два дня. В первый она показалась мне сумасшедшей, а во второй я уже опубликовала пост в социальных сетях, так что обратного пути не было. Захотела испытать себя, изменить жизнь и решила ехать», — рассказывает Смолина.
Велосипедистка собиралась в дорогу несколько месяцев и стартовала из Набережных Челнов в мае. В этом городе она родилась и прожила до 15 лет, после чего переехала в Москву. На вопрос, что взяла с собой в дорогу, отвечает: «Самое необходимое. Все вместе составило примерно 50 килограммов груза, который я провезла через всю Россию. Перед тем как уехать, я очень много прочитала и просмотрела, набралась разных лайфхаков по поведению на дороге и в лесу. В итоге со мной поехали палатка, спальник, газовая горелка с котелком и посудой, теплая одежда и термобелье, небольшой запас еды на крайний случай, аптечка и запчасти для велосипеда. Еще снарядилась средствами самозащиты, поскольку до путешествия столкнулась с негативными комментариями: кто-то считал меня выскочкой из столицы, которая захотела прославиться за счет умирающей собаки. Непонятно было, чего ожидать в дороге».
Забегая вперед, за прошедшие полгода Анна так и не доехала до Магадана. Но не потому, что устала и сдалась. На сотый день велопробега она встретила в Иркутской области такого же велосипедиста-одиночку и не смогла с ним расстаться. Суровый климат вынудил их повернуть от Байкала в сторону Бурятии и затем в Монголию.
Книга, кино и люди
Смолина фиксировала каждый день поездки, писала заметки, выставляла посты в социальных сетях, из которых потом сложилась целая книга под названием «А чего дома сидеть?». Девушка признается, что сначала не планировала писать книгу. Но интересующихся становилось все больше, и однажды кто-то из подписчиков предложил увековечить «подвиг» — так родилась невыдуманная история про путешественницу с таксой.
Опубликовать книгу оказалось непросто. Смолина быстро поняла: дело не прибыльное, денег не принесет. Но энтузиазм не пропал: велосипедистка рассказала о своей инициативе на краудфандинговой платформе, и неравнодушные к идее помогли собрать необходимые 260 000 рублей на печать. Когда книга уже находилась в типографии, с автором связались представители крупной московской кинокомпании (название Анна пока не раскрывает) и предложили сотрудничество. Ее история, возможно, превратится в большое художественное кино про приключения, дружбу и любовь.
Памир, ишак Бро и киргизы
Велосипедист Валерий, с которым познакомилась Анна, ехал из Белоруссии в Малайзию. После знакомства пересечь вдвоем границу Монголии с Китаем у них не получилось — обнаружилась проблема с визами. Казалось, большое путешествие закончилось: в октябре они повернули в Иркутск, а оттуда улетели в Минск на зимовку. Но усидеть на месте пара не смогла, назрела идея новой поездки.
Редакции удалось связаться с путешественниками, когда они были в Таджикистане, буквально за день до того, как там произошло несчастье: на группу иностранных велосипедистов наехала легковая машина. Анна и Валерий не знали о случившемся и планировали дальше двигаться по Памирскому тракту: за спиной — Киргизия, впереди — пограничная зона с Афганистаном, следующий пункт — Душанбе. «Мы идем по нестандартному маршруту — достаточно неспокойной местности, но пока что проблем не возникало. Близкие люди и родители очень переживают. Хочется верить, что это стереотип, но, отчасти, опасения оказались правдой».
В этот поход они решили отправиться пешком. Чтобы не тащить на себе багаж, решили купить ишака. «Все оказалось не так просто, как мы думали, — рассказывает путешественница. — В Киргизии люди живут достаточно бедно. Они стараются на всем заработать и продают осликов китайцам на мясо и шкуры. Нам это кажется диким и бездушным, а у них часто нет другого выбора».
Нового спутника нашли только в Таджикистане, но перед этим с путешественниками приключилась очередная история: вместо молодого выносливого ишака им продали старую ослицу, которая совершенно не была готова идти в поход. Однако после разборок с полицией Анне и Валерию удалось найти необходимого в долгом пути помощника. Так у них появился ишак Бро. В городе невозможно пристроить животное на ночлег, поэтому приходится оставлять его в соседних деревнях. За несколько дней разлуки Анна и Валерий начинают скучать по своему спутнику и с грустью признаются, что пока не знают, как поступят с ним перед возвращением домой.
Поход, пейзажи и новые приключения
В дороге скучно не бывает. «Пейзаж вокруг постоянно меняется. Местность здесь очень живописная: местами скалистая, местами зеленая. После пустыни увидеть оазис и растения — большая радость, которую переживаешь, как в детстве», — утверждает Анна.
Она вспоминает, что на велосипеде путешествовать было легче: «За день мы могли проехать как минимум 50 километров, иногда все 100, а пешком мы преодолеваем только около 20. Это огромная физическая нагрузка: у меня заболели и опухли стопы, воспалились сухожилия. Экипировка тоже отличается. Зато не надо тащить с собой инструменты и запчасти, везти тяжелый прицеп для таксы. Мы взяли не много вещей, упаковали их в походные рюкзаки, купили специальную обувь и палки, которые облегчают нагрузку. А Капа теперь едет в слинге: я переоборудовала его из детского в собачий».
В Средней Азии с интернетом большие проблемы, поэтому пара часто пропадает. Однажды Анна две недели не выходила на связь, и родители с друзьями подняли тревогу: по всему Таджикистану искали двух пешеходов-путешественников. Для специалиста SMM со стажем отсутствие доступа к социальным сетям — настоящая проблема. В этом походе девушка чувствует себя намного увереннее, не боится ночевать на открытой местности или остаться без еды. «Когда вы на одной волне с человеком, то ничего не страшно. Месяц назад ночью к нам пришли волки и напали на нашего ослика. За 15 секунд мы сработали с Валерой, как настоящая команда, и защитили себя и своих питомцев».
Анна Смолина решила продолжить выпускать книги. В походе обдумывает идеи новых путешествий, а на привалах пишет посты в социальные сети. Из заметок должна сложиться вторая часть, где Смолина расскажет, что произойдет с ней и ее спутниками дальше.