Почему масс-маркет-бренды отказываются от мохера, ангоры и шелка
Движение в сторону этичного производства началось довольно давно — пять лет назад британский масс-маркет-ретейлер Asos перестал работать с мехом и ангорской шерстью, последовав примеру таких брендов, как Marks & Spencer, Next, Topshop и H&M. К 2014 году список этих брендов пополнился & Other Stories, Uniqlo, Cheap Monday, Cos, Mango и Monki, а в 2015-м с аналогичным заявлением выступил и крупнейший конгломерат Inditex, владелец Zara, Massimo Dutti и других известных марок (тысячи свитеров из ангоры тогда были сняты с продажи и отправлены сирийским беженцам в Ливан). В мае этого года M&S, Next и Primark объявили о прекращении использования в своих коллекциях изделий из мохера. Люксовые марки, среди которых Prada и Gucci, также спешат отказаться от подобного сырья.
Кто выступает с инициативой?
Главный аргумент Asos в пользу отказа от таких материалов, как шелк, кашемир и мохер, звучит так: «Мы считаем, что страдания животных ради производства модной одежды и косметики недопустимы. Ни одно животное не должно быть убито ради создания каких-либо товаров, продающихся на Asos». И стоит полагать, британский ретейлер в своих убеждениях отнюдь не одинок.
Вообще, за подобные инициативы стоит благодарить организацию PETA — именно с ее подачи бренды с каждым годом все ответственнее подходят к вопросам этичности производства своих коллекций. В 2013 году PETA выпустила видеоролик, снятый на 10 китайских фабриках по производству ангорской шерсти (тогда Китай поставлял примерно 90% этого сырья), в котором было показано ужасное обращение с кроликами. Работники фабрики вырывали у животных куски шерсти, вместо того чтобы сбривать ее: полученный таким способом волос более длинный, а значит, его можно дороже продать.
В мае этого года PETA представила на суд публики еще одно видеорасследование, на этот раз касающееся производства мохера. Авторы ролика побывали на 12 фермах в Южной Африке, где содержатся тысячи ангорских коз, из шерсти которых и получают мохер. Условия их содержания и обращение с ними также далеки от этических стандартов. И хотя доподлинно неизвестно, сотрудничают ли Asos, H&M и другие бренды с фермами, показанными в видео (притом что Южная Африка является крупнейшим поставщиком ангорской шерсти), реакция с их стороны последовала незамедлительно: Asos намерен полностью прекратить продажу изделий из мохера к январю 2019-го, Gap — к будущей весне, H&M и Inditex — к 2020 году.
Не меньше вопросов вызывает использование масс-маркетом шелка и кашемира. Для получения одного килограмма шелка необходимо убить (мягко говоря, не самым гуманным способом) более 6000 шелкопрядов. Чтобы производить кашемир по низкой себестоимости, брендам приходится закупать дешевое сырье в очень больших объемах — очевидно, когда речь идет о нескольких десятках тонн, животных вряд ли будут держать на свободных пастбищах и обращаться с ними в соответствии с принципами гуманности.
Почему это происходит сейчас?
Конечно, PETA ведет свою деятельность не первый десяток лет, но именно в последние годы вопрос этичности в моде встал особенно остро. Сегодня, чтобы заслужить доверие покупателей, необходимо не просто предлагать красивые вещи сносного качества, но и нести ответственность за то, как они производятся. Принципы гуманного отношения к планете и окружающей среде пропагандируются во всех сферах нашей жизни: от призывов отказаться от использования пластика до популяризации электрокаров, не загрязняющих воздух выхлопными газами.
Модная индустрия не может оставаться в стороне от подобных инициатив: если вы отказываетесь от пластика, чтобы минимизировать уровень загрязнения Мирового океана, вряд ли вам захочется покупать вещь, из-за которой страдали животные.
Справедливости ради стоит сказать, что даже такие материалы, как ангора и мохер, могут производиться в соответствии с этическими стандартами — но, конечно, не в случае с масс-маркетом, оперирующим огромными объемами. «Потребители меняют индустрию, требуя, чтобы дизайнеры и ретейлеры отказались от материалов животного происхождения в пользу этичных альтернатив», — говорит директор корпоративных проектов организации PETA Ивонн Тейлор. Индустрия отвечает на спрос предложением.
Эпоха бездумного потребления, которая достигла своего пика в 2000-х, подходит к концу: бренды не сокращают масштабы своего производства, но стараются нивелировать причиняемый экосистеме ущерб, организовывая пункты сбора ненужной одежды (для ее последующей переработки или пожертвования людям из стран третьего мира) и отказываясь от очевидно негуманных способов производства. Да, отчасти это можно считать маркетинговым ходом и способом поймать покупателя на нужный психологический крючок. Но даже в этом случае подобные инициативы служат началом пути к более этичному формату потребления — и это уже неплохо.