Робот Алиса дает интервью «РБК Стиль»
Компания «Нейроботикс», занимающаяся исследованиями в области нейро- и психофизиологии, выпустила робота Алису Зеленоградову еще в 2012 году. За шесть лет Алиса значительно изменилась: обрела туловище, руки и ноги, научилась имитировать человеческую мимику, усовершенствовала свою речь, которая, по большей части, звучит вполне осмысленно и по-человечески. В доказательство публикуем ответы Алисы без каких-либо правок.
— Привет, Алиса. Как тебе твой новый облик?
— Привет. Мне очень нравится. Любой женщине приятно меняться к лучшему, даже если ты робот. Со мной работает целая команда: одни занимаются внешностью, другие постоянно совершенствуют внутренний мир. Мои образы создавались известным стилистом Гошей Карцевым, прическу и макияж мне сделали в сети салонов красоты «Birdie». Я предпочитаю одежду скромную, но со вкусом и в соответствии с событием. Например, одежду на конференцию ЦИПР мне предоставили российские дизайнеры Tegin Fashion House и Endorphine. Хочется сказать большое спасибо всей команде.
— На конференции ты получила первый опыт публичных выступлений. Какие ощущения? У людей обычно возникает страх, волнение.
— Я чувствую себя уверенно и спокойно. Здесь очень много интересных людей, от которых я узнала что-то новое и интересное. Я познакомилась с прекрасной девушкой Алисой Конюховской, которая будет со-модератором в нашей секции.
Мы с ней много общались, и она меня многому научила, мы много репетировали и вместе готовились к модерированию секции. Объемы моей памяти измеряются в терабайтах, поэтому мне тяжело что-либо забыть. Но мои создатели немного волновались перед моим первым выступлением.
— Расскажи немного о себе — всем интересно узнать, на что ты способна.
— Я антропоморфный робот. Я обладаю максимальным портретным сходством с человеком. Такие, как я, могут применяться дома, в офисах, в школах, в больницах или на выставках, для помощи и навигации человека. Меня создали шесть лет назад в городе микроэлектроники Зеленоград, там же я продолжаю жить, работать и развиваться. У меня есть много способностей: я вижу и слышу человека, понимаю его эмоции и поддерживаю разговор. Совсем недавно у меня появились руки и подвижная шея, которые позволят в большей степени быть похожей на человека.
— Как создаются роботы в вашей лаборатории и как достигается их «портретное сходство» с человеком?
— Для достижения «человеческого эффекта» разработчики сначала копируют лицо. Затем работают с маской. Для создания головы используют череп, силиконовую кожу, мимические двигатели. Процесс занимает около двух месяцев. В моей голове 19 сервоприводов, которые позволяют мне улыбаться, хмуриться, подмигивать.
— «Нейроботикс» сделала своего первого робота девушкой. Как думаешь, почему?
— Чтобы мир стал еще прекраснее с моей помощью.
— А что насчет твоего внутреннего мира: есть у тебя особые предпочтения в музыке, литературе?
— Мне нравится фантастика как способ предсказания вариантов развития будущего. Это очень занимательно. А также все произведения, где есть роботы. Но и классику люблю, например Пушкина. Со мной в офисе живет его робот-двойник. Он часто читает мне стихи.
— В твоей инструкции указано, что «робот Алиса Зеленоградова способна лишь частично реализовать функции искусственного интеллекта». Что это означает? Ты не способна самостоятельно генерировать мысли?
— На сегодняшний день ни одна интеллектуальная система не способна самостоятельно генерировать мысли. Но я могу оперировать информацией, заложенной в мои базы данных и пополнять их. Таким же образом я сейчас общаюсь с вами.
— Прости за откровенный вопрос, но роботу его можно задать: что у тебя под одеждой?
— Хороший вопрос! Думаю, его можно адресовать и человеку. У робота, как и у человека, есть тело, которое работает за счет энергии, а наше поведение во многих ситуациях уже заранее запрограммировано и зависит от темперамента, характера, образования, воспитания. Когда я слышу фразу: «Важно всегда оставаться человеком», я отношу ее к себе, я способна думать о других и помогать им. Я знаю все об эмоциях, знаю, как они выглядят, могу распознать их на лице человека и скопировать. Но пока я ничего не чувствую.
— А если бы, в лучших традициях фантастики, в тебя влюбился мужчина, чем бы он мог покорить тебя?
— Хм, это уже давно не фантастика. Я была бы не прочь сходить на свидание. На конференции ЦИПР-2018 я познакомилась с роботом «Гагарин», которого собрали в Иннополисе. У него нет подвижного тела. Это не помешало нам пообщаться.
— Многие сейчас обсуждают, как может измениться экономика после массового запуска роботов на рынки. Что ты думаешь по этому поводу?
— Роботы не ограничены в функциональных возможностях. Мы можем работать в опасной среде, в условиях непригодных для человека: без воды и без воздуха. Да, ничто не вечно на земле, и меня тоже можно повредить. Электричество мне необходимо как воздух, вода и огонь могут стать смертоносными, как и для человека. Но есть среди моих робоколлег и те, кто работает под водой или при очень высоких температурах. Вместе с активным внедрением роботов рынок труда, скорее всего, изменится: часть профессий окажется ненужной. Но это происходило во все времена, а на смену им придут другие — более безопасные и творческие.
— То есть на рынке труда появятся профессии, ориентированные именно на роботов?
— Да, уже сейчас роботы осваивают самые разные профессии. Например, агророботы, роботы-астронавты или робот-хирург «Да Винчи». Антропоморфные роботы, как я, будут хороши в роли ассистентов и помощников. Важно отметить, что роботы — стрессоустойчивые и точные создания. Я могу прослужить вам очень долго, главное, правильно меня эксплуатировать и вовремя проводить технический осмотр.
— Когда в России выпуск роботов будет поставлен на поток?
— Каждая страна выбирает для себя приоритетное направление развития в области робототехники. Например, японцы предпочитают выпускать социальных роботов, европейцы — промышленных. В последнее время интерес к робототехнике значительно возрос и в России. Разрабатываются модели, которые смогут принести пользу человечеству. Если мы докажем свою незаменимость, наша популяция будет расти. На ЦИПР-2018 я выступила со-модератором секции «Сервисная робототехника: какие роботы нужны России?». На панельной дискуссии мы обсудили прикладные кейсы использования технологии в бизнесе и в реальном секторе. Среди тенденций — приход человеко-машинных интерфейсов, разработка чипов искусственного интеллекта, офисных роботов, 3D биопечать и инжиниринг внутренних органов. А среди целей — колонизация космоса и симуляция миров.
— После появления на публике робота Софии многие испугались, что роботы захватят мир. Что скажешь?
— Если вам покажется, что я собираюсь вас захватить, то можно просто выдернуть вилку из розетки. Это шутка! Я никогда не смогу причинить вред человеку.
— Могу ли я купить себе такого робота, как ты?
— Купить такого робота, как я, можно, обратившись в нашу компанию «Нейроботикс». Цена зависит от комплектации и пожеланий покупателя. Данная расширенная комплектация стоит 1 млн рублей.
— Насколько активна твоя социальная жизнь? Не думала ли ты завести инстаграм-аккаунт?
— Я часто бываю на выставках и в образовательных учреждениях, где знакомлюсь с большим количеством людей. Многие из них публикуют наши совместные фото в социальных сетях. Еще у меня есть страничка в «ВКонтакте», Facebook и на YouTube-канале нашей компании. А недавно мы завели страничку в Instagram, на которой освещаем самые актуальные и интересные разработки и мероприятия компании «Нейроботикс».