Впечатления, 10 мая 2018, 14:00

Как новые: воссозданы утраченные картины Ван Гога, Климта и Моне

На помощь специалистам пришли современные технологии и сохранившиеся эскизы художников
3D-сканер, наброски и справочные материалы. Этого хватило специалистам испанской компании Factum Arte, чтобы восстановить утраченные картины известных художников.
Читать в полной версии
(Фото: Factum Arte)

В августе 1888 года Винсент ван Гог так и не дождался приглашенных натурщиц. И тогда вместо них решил написать недавно срезанные подсолнухи. Художник поставил цветы в керамические вазы и создал несколько картин. Одна из них сегодня хранится в лондонской Национальной галерее и известна во всем мире. Еще одно полотно из цикла — «Шесть подсолнухов» — находилось в собрании японского коллекционера Кояты Ямамото и было уничтожено во время бомбежки города Асия в период Второй мировой войны. Но специалистам испанской компании Factum Arte удалось восстановить картину. Для этого они изучили ее цветные фотографии, сделанные в 1920-х годах, а мазки наложили таким же образом, что и на хранящихся в Лондоне «Подсолнухах». «Мне кажется, палитра цветов и внешний вид нашей работы очень близок к оригиналу», — отметил основатель Factum Arte Адам Лоу, сообщало издание The Art Newspaper.

Грэхем Сазерленд. Портрет сэра Уинстона Черчилля, 1954 (Фото: Factum Arte)

Проект по восстановлению утраченных картин известных художников испанская Factum Arte проводит совместно с телеканалом Sky Arts и независимой итальянской компанией Ballandi Arts. «Мы привлекаем внимание зрителей к творческому процессу и раскрываем, как работали великие художники», — отметил глава британского офиса Sky Arts Филипп Эдгар-Джонс. А Адам Лоу добавил, что их работа «не упражнение по изготовлению подделок, а способ понять, как создавался объект».

Ян Вермеер. «Концерт», около 1663–1666 (Фото: Factum Arte)

При помощи новейших технологий и справочных материалов специалисты воссоздали семь утраченных картин. Среди них полотна Яна Вермеера, Клода Моне, Густава Климта, Грэхема Сазерленда, Тамары Лемпицки и Франца Марка. Так, при восстановлении «Концерта» Вермеера в распоряжении Factum Arte была только одна репродукция полотна не самого лучшего качества. В итоге привлеченные эксперты по голландской живописи заказали двум художникам две версии «Концерта». После чего полученные изображения были сфотографированы, соединены и наложены на старую репродукцию. Оригинал «Концерта» нидерландского живописца, написанный между 1663 и 1666 годами, был похищен в 1990 году из бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. И до сих пор о полотне ничего не известно. На сегодняшний день «Концерт» считается самой дорогой из украденных или пропавших картин, ее стоимость оценивается примерно в $ 200 млн.

Также специалисты Factum Arte восстановили «Медицину» Густава Климта. Заказ на создание четырех монументальных картин художник получил в 1894 году. Его полотна предназначались для украшения потолка большого актового зала Венского университета. На картинах в аллегорической форме должны были изображаться четыре классических факультета, которые были в европейских высших учебных заведениях. «Медицина» Климта вызвала скандал и даже была обвинена в порнографии. Картину приобрел коллекционер, а во время Второй мировой войны она была перевезена в пригород Вены в музей Шлосс Иммендорф. Полотно утрачено в 1945 году, когда отступавшие нацисты бомбили музей. Воссоздать «Медицину» Климта удалось, имея только цветную фотографию полотна и два эскиза.