Глава Lalique Group — о том, как сделать бизнес современным и успешным
«Старинная техника вовсе не означает, что продукция устарела и невостребованна»— Группа начиналась с нескольких парфюмерных брендов. Почему в 2008 году было принято решение приобрести в портфолио Дом Lalique?
— Тогда, 10 лет назад, наша компания Art & Fragrances (нынешнее название – Lalique Group – с 2016 года. – Прим. ред.) в первую очередь была заинтересована именно в парфюмерном направлении Lalique. Но владельцы французского Дома заявили, что готовы продать либо бизнес целиком, либо ничего. Кроме деловой заинтересованности в покупке Lalique, был и личный интерес: президент совета директоров нашей группы коллекционирует винтажные парфюмерные флаконы из хрусталя Lalique.
— В чем принципиальная разница между бьюти-бизнесом и производством декоративных предметов из хрусталя?
— Первый бизнес связан с товарами каждодневного потребления. Конечно, парфюм может быть люксовым и дорогим, но все же это более простая и понятная вещь в плане производства и обыденная – в плане использования, а потому предполагает довольно простую и компактную бизнес-схему. Создание предметов из хрусталя – более трудоемкий творческий процесс и многоступенчатая технология изготовления, когда между прототипом и готовым объектом несколько раз осуществляется движение взад-вперед. Создание парфюма – в целом однонаправленный процесс.
— Какое место в продажах Lalique занимает Россия?
— Если брать общие цифры продаж по всем сегментам, то Россия, определенно, входит в первую пятерку, при этом не сильно отстает от Америки. Вообще, на разных рынках ситуация с продажами очень индивидуальна. Например, в Китае хорошо идет хрусталь, а духи представлены слабо. Зависит от культуры: китайцы в массе своей, по сравнению с другими нациями, очень мало используют парфюм. Точно так же и в Японии. В России одинаково хорошо продаются и духи, и хрусталь. Существуют также «начинающие» рынки роскоши, например Монголия, которые сосредоточены на парфюмерии, а к хрусталю пока не слишком готовы. Еще один сложный рынок – Иран. Из 80 млн населения примерно четверть живет в Тегеране, много образованных и знающих людей, ценящих предметы ручного труда и бренды с историей. И Lalique здесь пользуется спросом, но у нас работает всего один бутик, и из-за эмбарго очень трудно продвигать бизнес.
Создание предметов из хрусталя – трудоемкий творческий процесс и многоступенчатая технология изготовления
— Что изменилось в бренде Lalique за те годы, что он находится под крылом вашей компании?
— В том, что касается парфюмерии Lalique, мы значительно расширили производство и дистрибьюторскую сеть (направление приносит пятую часть прибыли), но Lalique Parfums по-прежнему остается нишевым брендом, который нельзя купить в любой сети. Мы очень внимательно подходим к выбору локальных партнеров: в России давно и активно сотрудничаем с компанией Mercury. С точки зрения развития бренда, мы создали новые категории продукции и вернули к жизни существовавшие прежде. Начали арт-программу, запустили отельный бизнес, возродили и расширили интерьерный дизайн и производство ювелирных украшений.
— В чем идея арт-проекта?
— Наши предметы из хрусталя вполне достойны звания художественного произведения, хотя и нередко утилитарного. Lalique Art – попытка совместить экспертизу хрустального производства с искусством признанных мастеров мирового уровня. Это позволяет творческим людям взглянуть на наш бренд по-новому, да и наши постоянные клиенты открывают для себя Lalique c неожиданной стороны. Заха Хадид еще при жизни создала капсульную коллекцию ваз для цветов и фруктов в своей стилистике. Но если архитектор работала с чистого листа, то Дэмиен Херст и Аниш Капур, скорее, воплотили в хрустале свои знаковые творения. Так, Херст сделал из хрусталя голову Медузы, и нам очень приятно, что экспонат принял участие в его персональной выставке в Венеции в прошлом году. Мы планируем привлечь к сотрудничеству современных художников из Китая и Японии.
— А отельное направление?
— Пока у нас два отеля, оба – в городе Винжен-сюр-Модер (провинция Альзас), неподалеку от фабрики Lalique. Один из отелей занимает виллу Рене Лалика, которую знаменитый дизайнер построил для себя в 1920 году. Гостиница с шестью сьютами так и называется – Villa Rene Lalique. При ней есть ресторан под управлением замечательного шефа обладателя трех звезд Мишлен Жан-Жоржа Кляйна. Отель и ресторан оказались хорошим маркетинговым инструментом: это целый шоу-рум нашей компании. Посуда, обстановка в номерах, декор – все выполнено в мастерских Lalique. Важно, чтобы гости и партнеры представляли наши возможности, видели всю нашу вселенную, а не только вазы из хрусталя. Не исключаю, что однажды у Lalique появится линия косметических средств или спа-продуктов, которые мы предложим к использованию в ванных комнатах наших отелей. Кстати, недавно мы подписали контракт с Сингапурскими авиалиниями, и теперь к услугам пассажиров первого класса – косметички с продукцией нашего бренда: парфюм, ароматические свечи, маленький сувенир из хрусталя.
— Производство хрусталя – традиционное ремесленное производство. Как сделать его современным, востребованным молодыми покупателями?
— Старинная техника производства вовсе не означает, что продукция является устаревшей и невостребованной. Когда мы начинали расширять продукцию Lalique, чтобы сделать бренд более релевантным в других областях производства, ювелирном искусстве, дизайне и т.п., это также помогло расширить целевую аудиторию и привлечь молодое поколение. Конечно, мы не формулируем задачу через 10 лет омолодить аудиторию на 15 лет. Но постоянно представляем себе новых клиентов, тех, кто еще не думал о предметах Lalique. И в нашей юбилейной коллекции «Ласточки» (Hirondelles), посвященной 130-летию компании, есть вещи, которые понравятся молодым людям.
— Самая сильная черта характера, которая позволяет вам быть эффективным в бизнесе?
— Спросите лучше моего босса (смеется). Думаю, я довольно спокойный, рациональный человек. Стараюсь анализировать все «за» и «против», рассмотреть ситуацию с разных сторон и только потом принимать решение. Мне кажется, я лажу с людьми из моей команды – на разных уровнях.
— Есть ли у вас лозунг?
— Нет. Я открытый человек и легко принимаю новые вызовы, новые проекты. Десять лет назад, когда мы покупали Lalique, это была совсем другая компания в том, что касается продаж, команды, продукции. Сделка казалась безумием. Но вместе с президентом группы, Сильвио Денсом, мы оценивали ситуацию в позитивном и конструктивном ключе. С нами постоянно связываются инвесторы и банки, предлагают разные бренды и лицензии. И нам нужно быть открытыми к новому, чтобы не пропустить маленький неизвестный бренд, который однажды сможет выстрелить и продвинуть бизнес.
— Надо ли быть счастливым в жизни, чтобы быть эффективным на работе?
— Нужно быть сбалансированным. Если у вас проблемы в личной жизни, голова будет занята этими проблемами в течение рабочего дня и вы не сможете отдаваться целиком творческому процессу, участвовать во встречах с полной отдачей. Для меня лично этот баланс важен. У меня прекрасная семья, четверо детей – от 8 до 20 лет, хобби, друзья, занятия спортом. Родители пытались сделать из меня музыканта, но я не был способен к музыке, так что активно занимаюсь спортом – горные лыжи, теннис, катаюсь на мотобайке.
— В какое знание надо вкладываться сегодня?
— Это вопрос образования. Двум старшим дочерям, 17 и 22 лет, я говорю: «Не обязательно получать степень MBA, чтобы быть успешным в жизни. Но образование необходимо – не непременно академическое, может быть, ремесленное». Если есть страсть, упорство, нацеленность, то в профессиональной жизни все сложится хорошо. Без личного интереса и страсти ничего не получится.
— Что говорите сотрудникам, чтобы их мотивировать, подбодрить?
— Они и без того довольно мотивированные люди. Когда у нас возникают проблемы, приходится искать решение и внедрять его. Оно далеко не всегда и не всем кажется верным и очевидным, поэтому надо рассказывать, объяснять, но не навязывать. И еще – быть последовательным: всегда делать то, что обещал. Можно быть успешным в далекой перспективе, если только люди вам доверяют. Для меня это самое важное.