Почему вcем нужно обязательно побывать на гастрофестивале Pitti Taste
Во ФлоренцииПередо мной прилавок. На нем — какая-то алхимическая тренога, увенчанная небольшой кадушкой из каштанового дерева, на чем особенно настаивает радушный продавец. Он похож на ученого из детских научно-популярных роликов и тут же, широко улыбаясь, начинает рассказывать про анчоусы, полгода вызревающие под прессом в этой самой кадушке. Ученый возродил производство древнеримского рыбного соуса гарум — и, кажется, я понимаю секрет мощи Римской империи. Гарум лишен специфического запаха азиатских рыбных соусов, а по насыщенности, мясистости вкуса значительно их превосходит. На прилавке лежит гора разной еды: сыр, хлеб, итальянские лимоны с толстой коркой, печенье, орехи — и все это, будучи политым гарумом, резко становится раз в пять вкуснее и ярче.
Собственно, выставка Pitti Taste, на которой и происходила вышеозначенная дегустация, действует исключительно по римскому принципу — «хлеб и зрелища». Огромный ангар бывшего железнодорожного вокзала Леопольда под завязку заполнили фермеры, виноделы, производители посуды и кофейные обжарщики, книготорговцы и мастера по пошиву кухонных фартуков, повара, закупщики, рестораторы, и — просто чтобы гости не забывали, что они в Италии, — фрикующие модники в розовых штанах и фетровых шляпах.
От прилавка с гарумом я отправляюсь в колбасные ряды, и меня буквально силой затаскивают на дегустацию какой-то мудреной конструкции из ветчины и сала. Делают ее в деревне Джой, и фермерша, громко хохоча, вполне оправдывает название. За салом следует лекция про виноделие в Венецианской республике, потом фисташковое печенье, потом горгонзола с клюквой, снова печенье, терпкий травяной биттер с Этны и, наконец, едва ли не самые вкусные помидоры, которые я ел, — тоже со склонов вулкана, на этот раз Везувия.
Понятно, все это мероприятие — часть большого бизнеса: шефы выбирают пасту для своих ресторанов, их помощники закупаются новыми кулинарными книгами, чтобы оттачивать мастерство, владельцы магазинов деликатесов обновляют ассортимент, но никакой деловитости и суетливости среди гостей не наблюдается: все просто выпивают, закусывают, смеются и веселятся. И, разумеется, вам совсем необязательно быть представителем индустрии, чтобы попасть на выставку Pitti Taste и получить от нее какую-то пользу. Пускают всех желающих, надо только билет купить, а на выходе с выставки устроен большой супермаркет, где можно закупиться всем продегустированным и понравившимся.
Причем еда не покидает и за пределами станции Леопольда. Решив немного растрясти накопленные на Pitti Taste калории, на второй день выставки мы с попутчиками отправились на другой берег Арно, на гору, к старинной церкви Сан-Минато и большой смотровой площадке возле нее. Поднялись, запыхались, впечатлились, спускаемся вниз — и тут на тебе, большая вывеска Pitti Taste и дегустация колбасы с трюфелем под ней. Выяснилось, что выставка в буквальном смысле расползлась по всему городу в рамках проекта Fuori di Taste. Несколько десятков магазинов, бутиков, винных баров и ресторанов предлагают специальные меню, приглашают производителей, устраивают дегустации и всячески развлекают почтенную публику. В баре на набережной Арно кормят тартарами, в крошечном винном баре в центре Флоренции устроили винную дегустацию в компании собак-спасателей.
В баре l’Atlante делают коктейли с помощью бабушкиного варенья. На рынке Сан-Лоренцо второй этаж, где расположен фудкорт, перешел на невиданный для не особо трудолюбивой Италии режим работы — с 7 утра до полуночи. Отправившись вечером по наводке прекрасного московского бармена Славы Ланкина в бар Caffe Gilli, мы выяснили, что те самые производители биттеров и ликеров с Этны выставили свои товары за стойку и шеф-бармен делает коктейли преимущественно с их участием.
Итальянской кухней дело не ограничивается — во флорентийском китайском ресторане One Night in Beijing, например, устроили совместный китайско-японский ужин с дегустацией саке. Не ограничивается и Флоренцией — в последний день выставки всем желающим устроили выезд в окрестные леса на поиски диких съедобных растений. Да, забыл рассказать про образовательную часть: в дальнем углу вокзала Леопольда каждый год устраивают лекции, и нынешний раз — не исключение. Собственно, дикая еда — конечно, на волне грандиозных успехов перуанских и скандинавских поваров и возвращения знаменитого ресторана Noma — была важнейшей темой.
Вдобавок ко всему перечисленному, в начале марта во Флоренции царит полноценная весна и подходит к концу сезон артишоков и красных сицилийских апельсинов. Не упустите шанс и воспользуйтесь случаем в следующем году.