Герои, 13 мар 2018, 12:23

Человек-история. Памяти Олега Табакова

Не делая попыток перечислить все этапы карьеры всенародно любимого артиста, вспоминаем, каким помнят Олега Табакова миллионы зрителей и каким знают его коллеги и ученики.
Читать в полной версии
Фото: Александра Яковлева / ТАСС

Как-то незаметно получилось, что выросло несколько поколений, для которых Олег Табаков — фигура предустановленного знания. Это Кот Матроскин из «Простоквашино», Шелленберг из «17 мгновений весны» или Обломов. У кого-то эти фильмы пришлись на детство, у кого-то — на юность, у других — на взрослую, сознательную жизнь.

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», 1979 (Фото: kinopoisk.ru)

Вместо Кота Матроскина можно подставить кота Гарфилда, или Барбоса из «Бобик в гостях у барбоса», или Ежика в «Ежике плюс черепаха», вместо Шелленберга — Людовика XIII из «Д`Артаньяна и трех мушкетеров», вместо Обломова — одного из отцов в «Сироте казанской». Театралы разных поколений и вовсе могут рассуждать о современном театре на примере ролей Олега Табакова: один из основателей «Современника» — в 1950-е, основатель «Табакерки» — в 1980-е, реформатор МХТ им. А.П. Чехова — в 2000-е, один из главных защитников молодых и талантливых — в 2010-е.

   

Актер театра

Андрей Бурковский*: «Когда на втором курсе я вводился на роль Пастора в спектакле "Примадонны", во время репетиции в зал вошел Олег Павлович:

— Ну чего ты тут, как?

— Нервничаю, Олег Павлович.

— Ну, на твоем месте я бы тут уже умер.

Однажды я сыграл совсем маленькую роль, Президента суда, в спектакле "Пиквикский клуб", после чего Олег Павлович пришел за кулисы и подарил мне ярко-оранжевую, очень сладкую хурму. Я ее ел и думал, что это какая-то особенная хурма, после которой я буду играть особенно хорошо. Кстати, постоянно пользуюсь советом Табакова: если каждый день хотя бы 15 минут думать о спектакле, в котором занят, твоя роль обязательно будет расти». 

Без голоса Олега Табакова, его мягкой улыбки, фирменного лукавства и особенного обаяния невозможно представить ни современный театр, ни советское кино. Ровно так же невозможно без него представить и советский театр, и телевидение.

Актер, узнавший, что такое инфаркт, уже в 29 лет, Табаков до последнего выходил на сцену — в марте он должен был в очередной раз сыграть Бургомистра в спектакле Константина Богомолова «Дракон». В этой постановке, где розовое оказывалось страшнее черного, он выезжал в инвалидной коляске, с мигалками и оказывался самым страшным воплощением зла, зла с очаровательной и такой знакомой каждому улыбкой.

Сцена из спектакля «Дракон» (Фото: mxat.ru)

Есть мнение, что в спектаклях Богомолова Табаков сыграл одни из лучших своих ролей. А исповедью и предчувствием стала роль ювелира Мориса Ходжера, мастера, ожидающего смерть, но до этого непременно должного встретить английскую королеву. И удивительная ирония судьбы: когда раздавали «Золотые маски» за тот сезон, награду получил не Олег Табаков, казавшийся в этой роли бестелесным воплощением кротости к собственной судьбе, а совсем юный Сергей Волков из Театра Ленсовета — за роль Брехта в спектакле, который со вчерашними студентами поставил Юрий Бутусов. Кажется, на этот эпизод на каком-то космическом уровне повлияла удивительная способность Табакова пропускать вперед и благословлять молодых.

Еще один спектакль Константина Богомолова — «Год, когда я не родился» по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря» — будто закольцовывает актерскую судьбу Олега Павловича: когда-то он был розовским мальчиком, а первыми двумя спектаклями на сцене «Современника» у молодого Табакова стали «Вечно живые» и «В поисках радости» — тоже именно по Розову. Теперь же он играет партийного функционера Степана Судакова, а его сыном, еще одним розовским мальчиком, становится Павел Табаков, впервые вышедший на сцену в ансамбле со знаменитым отцом.

     

Менеджер

Евгений Миронов: «Все случилось в считаные минуты. Помню, как лихо Табаков подъехал к театру на своей машине, чуть не задев меня, хлопнул дверцей и помчался вверх по лестнице. Я попытался остановить его стремительное движение заветным словом "Саратов". Он среагировал, на ходу обернувшись ко мне, и тут я сказал, что хочу у него учиться …И вдруг Табаков, продолжая подниматься, начал диктовать мне номер своего телефона. Сейчас, спустя десятилетия, я понимаю, насколько значительным был тот его поступок — я далеко не всем даю свой телефон, особенно мальчикам и девочкам, которые ждут меня у служебного входа. Даже если они приехали из Саратова. Мне было нечем записать, и я несколько раз переспросил номер у Олега Павловича (у меня всегда была неважная память на цифры), и он наконец остановился и повторил мне все очень медленно».

Гениальность театрального менеджера, умеющего находить исключительно верную интонацию и вести за собой к успеху, Олег Табаков доказывал не раз. В одном из интервью он рассказывал, что, когда только возглавил МХАТ им. Чехова, посещаемость была около 42 процентов, сейчас же — больше 99. Кстати, переименовать МХАТ им. Чехова в МХТ, как было при Станиславском и Немировиче-Данченко, — тоже его инициатива. 

Олег Табаков был одним из шести основателей «Современника», самым юным, — он входил в студию молодых актеров на базе Школы-студии МХАТ, созданную в 1957 году Олегом Ефремовым. С 1970 года Табаков шесть лет работал директором «Современника», поддержав Галину Волчек, сменившую Ефремова в роли художественного руководителя.

В 2000 году, став худруком МХТ им. А.П. Чехова, он взял курс на полное обновление репертуара, приглашал на постановки молодых режиссеров.

И когда в 2010-е началось обновление художественного руководства московских театров, худруками стали те, кому Табаков давал карт-бланш на сценах «Табакерки» или МХТ им. А.П. Чехова: Миндаугас Карбаускис сейчас худрук Московского театра им. Вл. Маяковского, Евгений Писарев — худрук Московского театра им. А.С. Пушкина, Кирилл Серебренников — худрук «Гоголь-центра».

Был он и одним из первых, кто написал письмо в защиту режиссера Тимофея Кулябина, когда верующие Новосибирска решили оскорбиться оперой «Тангейзер».

Открытие новой сцены театра под руководством Олега Табакова в Москве (Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)
   

Педагог

Марина Зудина: «Мама сказала: "Если тебя не примет Табаков, то тебя никто не примет. Олег Павлович — единственный человек, который по блату не принимает"».  

Яна Сексте: «Помню, как на курсе вместе с Сашей Хошабаевым репетировали отрывок из "Фигаро". Ставил Димка Петрунь. Я — Сюзанна, Сашка — Фигаро. Играли любовную сцену, где Сашка должен был прижимать меня к стенке. И, видимо, получалось у нас не очень убедительно, потому что Табаков вдруг встал и говорит:

— Господи, ну почему я должен вам это показывать? Сексте, к стенке. Покажу, как нужно девок щупать!

Я хохотала и не могла остановиться: он меня щупал, мне было ужасно щекотно, а он все не прекращал.

— Не хохочи! – приказал он мне. — Я же делом занимаюсь».

Авангард Леонтьев: «Табаков лично приучал студийцев к тому, чтобы рядом с раковиной, где люди мыли руки, всегда находилось чистое вафельное полотенце. А однажды он взял швабру и убрал всю туалетную комнату до идеально чистого состояния, показав молодежи советского периода, что и в туалете могут царить только приятные запахи». 

Олег Табаков — педагог, воспитавший Владимира Машкова и Евгения Миронова, Марину Зудину и Ирину Апексимову, Сергея Безрукова и Филиппа Янковского. Перечислять можно долго, и быстро станет понятно, что отличительная черта школы Олега Табакова — удивительная востребованность тех, кто ее прошел.

Два курса Олег Табаков набирал в ГИТИСе (в том числе и тот, который стал основой и костяком «Табакерки»), пять — в Школе-студии МХАТ.

Олег Табаков (в центре) со своими учениками - студентами школы-студии МХАТ, 1985 (Фото: Александра Чумичева /Фотохроника ТАСС)

Кроме того, Олег Павлович — основатель Московской театральной школы Олега Табакова, которая в театральном мире называется колледжем и славится строгостью требований к воспитанникам и высоким уровнем подготовки. Студенты школы живут в обязательном порядке в общежитии с довольно жесткими правилами и учатся круглые сутки, зато оказываются готовы даже в юном возрасте делить сцену на равных с другими выпускниками своего мастера. 

   

Актер кино

Максим Матвеев: «Съемки в кино нередко пересекались по времени с репетициями в театре, и я просил разрешения зайти к нему в гримерку для короткого разговора.

— Ну что там у тебя?

— Олег Павлович, меня в кино приглашают сниматься. Работа серьезная, не халтура.

— Старик, ну ты же не крепостной, подумай и выбери сам».

Антон Табаков: «Кромешная темень. Поблизости никого и ничего, и только вдалеке маячат огоньки. Мы выбрались из кювета и пошли на них в надежде найти хоть какую-то подмогу. Постучали в дверь первого же дома. Она открылась, и до нашего слуха донесся голос Иосифа Кобзона, который пел «Не думай о секундах свысока». Шел вечерний показ фильма «17 мгновений весны», нас пригласили в теплый дом, где на почетном месте стоял телевизор, а на его маленьком экране, с водяной линзой, мелькали нечеткие силуэты папы и Вячеслава Васильевича Тихонова. Возникла пауза — люди узнали в стоящем перед ними промокшем и вымазанном глиной человеке Вальтера Шелленберга, но никак не могли поверить своим глазам».

В кино Табаков сыграл около 120 ролей. Народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель многих наград, в свое время он получил письмо с благодарностью от потомков Шелленберга — за человечность в создании образа. А антигерои у Табакова получались такими обаятельными, что не полюбить их было невозможно. Божеское наказание Юфимия Эндрю в «Мэри Поппинс, до свиданья», или Кощей Бессмертный в «После дождичка в четверг», или самый нежный Илья Ильич Обломов, или алкаш Суходрищев в «Шырли-мырли». По ролям Табакова можно изучать историю отечественного кинематографа, правда, изучать — слово не самое подходящее, слишком сильна магия актерского обаяния Табакова. И невероятна сама мысль, что теперь она останется только на экране и в воспоминаниях.

* Все цитаты приведены по изданию «Табаков русской сцены», выпущенному в 2015 году к юбилею Олега Табакова в Московском театре под руководством Олега Табакова.