Здоровье, 22 мар 2018, 12:59

Как в разных странах заботятся о матерях и от чего это зависит

С 2018 года в московских роддомах вручают коробку с вещами для младенца. Эта традиция заимствована из Финляндии. Pink разбирается, как в Северной Европе создали оптимальные условия для материнства и какую поддержку женщины получают в других странах.
Читать в полной версии
Фото: Jenna Christina/Unsplash

Социальная поддержка, которую государство оказывает матери, в идеале должна прежде всего решать три проблемы. Во-первых, обеспечивать качественное родовспоможение и другие медицинские услуги. Во-вторых, поддерживать семьи, которые оказались в трудной финансовой ситуации, и предоставлять определенные льготы матерям-одиночкам. В-третьих, создать адекватное, учитывающее интересы родителей трудовое законодательство.

История вопроса

На Западе одной из первых ласточек заботы о матерях и новорожденных стал Акт национального закона о страховании (National Insurance Act), принятый в 1911 году в Великобритании. Женщинам полагалась квалифицированная медицинская помощь и выплата в размере 30 шиллингов — что-то около 120 фунтов в пересчете на современные деньги. К 1970-м годам в большинстве европейских стран на законодательном уровне было закреплено право женщины на отпуск по беременности и родам. А в Швеции, где уделяется много внимания вопросам гендерного равенства, тогда же приняли постановление о том, что в такой отпуск может уйти как мать, так и отец.

Не стоит, правда, забывать, что многие процветающие страны стали таковыми лишь в последние несколько десятилетий. Та самая коробка с приданым для младенца появилась в Финляндии в конце 1930-х годов как форма помощи малоимущим семьям. Тогда страна была очень бедной, и людям порой не хватало денег даже на то, чтобы купить ребенку достаточное количество одежды. Уже существенно позже коробка стала скорее просто приятным дополнением: сегодня при среднем доходе около 2800 евро в месяц большинство финнов вполне могут позволить себе купить аналогичный набор пеленок, распашонок и бутылочек.

В России еще в 1912 году был принят закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни». В число «болезней» входили беременность и роды: в течение шести недель женщины получали сумму в размере не более половины от зарплаты. Правда, претендовать на такое пособие могли только фабричные работницы. Да и в СССР развитие законодательства в этой области шло бок о бок с развитием законодательства трудового: в советские времена женщины были вовлечены в профессиональную деятельность в большей степени, чем сейчас. Трехлетний отпуск по уходу за ребенком, который так любят приводить в пример, говоря, что в России «удобно» быть матерью, появился лишь в 1989 году. 

Рейтинги и лидеры

В наши дни международная организация Save the Children, которая занимается защитой прав детей по всему миру, регулярно публикует рейтинг государств, где созданы наиболее подходящие условия для материнства. Уже традиционно в его первую пятерку входят страны Северной Европы: все та же Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Дания.

Почему именно этот регион идет впереди планеты всей, когда речь идет о благополучии детей и матерей? Одним из опорных критериев, который учитывают при составлении рейтинга эксперты Save the Children, является процент женщин в составе правительства страны. В Скандинавии и прилегающих к ней государствах их число обычно выше 40% — или около того. Вполне логично, что в странах, где женщины имеют реальную возможность влиять на политику и экономику, охрана материнства находится в приоритете. В действующем правительстве Швеции должность министра по делам детей, пожилых людей и равенства занимает Оса Регнер. В Норвегии на аналогичный пост в 2013 году была назначена Сольвейг Хорне.

Еще один из ключевых факторов — детская и материнская смертность. Уровень последней в целом снижается, но в ряде стран он по-прежнему довольно высок. Это связано не только с тем, что в государствах Восточной и Центральной Африки медицинское обслуживание, мягко говоря, оставляет желать лучшего, но и с тем, какой процент населения проживает в городских трущобах. В благополучной Скандинавии трущоб нет. В результате в Норвегии из тысячи младенцев умирает в среднем 2,8, а в Сомали — 145,6.

Запад и Восток

Сильно выбивается из этой статистики США — экономический лидер, который в рейтинге лучших государств для материнства не попадает даже в первую тридцатку. Хотя уровень детской смертности там относительно низок (около семи младенцев из тысячи), а доход на душу населения высок и составляет более 57 000 долларов в год, в Америке не предусмотрено практически никаких льгот для новоявленных родителей, в том числе оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. 

По мнению специалистов в области трудового права, все дело в том, что власти США никак не могут пересмотреть акт, принятый в 1993 году. Тогда правительство постановило, что максимум, который полагается матери, — 12 недель неоплачиваемого отпуска. Ни государство, ни работодатель не обязаны помогать семье материально. Для сравнения: в Швеции родителям предоставляется 480 дней, в течение 390 из которых ушедшие в отпуск мать или отец получают 80% от своей прежней зарплаты. Дональд Трамп вроде бы обещал ввести льготы для матерей, но дальше разговоров дело пока не зашло. 

Интересно, что в рейтинге Save the Children недалеко от США ушла другая экономически развитая страна — Япония. Главным образом потому, что в составе японского правительства очень немного женщин — всего около 11%. Но, если присмотреться, оказывается, что в Стране восходящего солнца матерям оказывают значительно более ощутимую поддержку, чем в Америке. С 2006 года каждая беременная женщина, вставшая на медицинский учет, получает специальный «значок материнства». Он прикрепляется на одежду или на сумку и нужен для того, чтобы окружающие понимали, что при его обладательнице не стоит курить, а в переполненном общественном транспорте нужно постараться ее случайно не толкнуть.

Япония — страна, население которой стремительно стареет, а молодежь не спешит жениться и заводить детей. Поэтому правительство таким образом старается поощрить материнство, чтобы выйти из демографического пике. С другой стороны, матери-одиночки здесь — это крайне уязвимая категория населения. Сказывается традиционный патриархальный уклад и «мужская система заработков»: женщина, воспитывающая ребенка, получает в среднем на 60% меньше, чем мужчина. «Вытянуть» ребенка в одиночку ей будет сложно.

Как у нас

Даже те, у кого пока нет детей, наверняка слышали, что выплаты на ребенка в России невелики. Сразу после рождения младенца его мать получает единовременно 16 350 рублей (2017 год). Если она проведет полтора года в отпуске по уходу за ребенком, то ей ежемесячно будут платить до 40% от среднего заработка за два предыдущих года (но не более той же суммы около 16 000 рублей). Если постоянной работы у женщины не было, ей будут начислять около 3000 рублей на первого ребенка и 6000 с небольшим — на второго, третьего и последующих. После полутора и до трех лет ежемесячная компенсация составляет 50 рублей.

В 2018 году появилось одно важное нововведение: семьям, которые оказались в трудной материальной ситуации, теперь можно получать ежемесячные выплаты из материнского капитала (он по-прежнему составляет 453 036 рублей) либо потратить его на содержание ребенка в яслях или детском саду. 

По сравнению с США все эти меры — огромный прогресс. Но идеализировать ситуацию тоже не стоит. Хотя для России в целом характерно уважительное отношение к материнству, недостатки можно найти практически в любой сфере, так или иначе связанной с рождением детей. В Москве в одиночку спуститься в метро с детской коляской — настоящий квест: нужно либо заранее подавать заявку в центр обеспечения мобильности, либо просить помощи у прохожих. Либо вообще стараться поменьше выходить за пределы двора своего дома. А ведь городская среда по идее должна быть устроена так, чтобы облегчать жизнь человеку, в том числе женщине с ребенком. 

В 2016 году по российским социальным сетям прокатился масштабный флешмоб #насилие_в_родах. Его участницы рассказывали о своем опыте психологического и физического насилия со стороны персонала родильных домов. Некоторых из них оскорбляли, унижали и запугивали, другим давали пощечины и давили на живот, над третьими проводили серьезные медицинские манипуляции без их согласия. Формирование в России кодекса профессиональной этики в области родовспоможения — огромное поле для работы.

Роль культуры 

Существуют более-менее объективные факторы, которые позволяют определить, какую именно поддержку государство должно оказать матери и ребенку. Например, согласно рекомендациям ВОЗ отпуск после родов должен составлять не менее шести недель. Это минимальный срок, за который женщина успевает восстановиться и заметить симптомы осложнений, если они возникнут. К числу таких осложнений ВОЗ относит и постродовую депрессию. Кстати, помощниками в борьбе с ней и другими стрессами родительства нередко становятся сообщества в социальных сетях.

Вместе с тем на соблюдение подобных рекомендаций огромный отпечаток в каждой конкретной стране накладывают традиции и культура. В той же благополучной Скандинавии молодые родители часто жалуются на окружение, которое считает, что после появления ребенка они должны жить как прежде: ходить в рестораны, заниматься спортом, носить модную одежду. Как будто ничего не изменилось. Или что детей нужно как можно раньше отправлять спать в отдельную комнату, чтобы они росли сильными и самостоятельными. 

В России — другие проблемы. В наших законах нигде не оговорено, что в отпуск по уходу за ребенком должна уходить именно мать. Но, во-первых, мужчины в нашей стране зарабатывают в среднем на 30% больше, чем женщины. Учитывая мизерный размер социальных выплат, имеет смысл поручать заботу о ребенке матери: отец просто-напросто принесет в семью больше денег. Во-вторых, в традиционалистском российском обществе мужчина, который сидит дома с ребенком, пока жена ходит на работу, все еще вызывает скорее град насмешек, чем одобрение. Хотя некоторые подвижки уже есть.

В свою очередь, от женщины ждут, что она будет идеальной, внимательной, все успевающей матерью — и одновременно отличным профессионалом, сумевшим построить успешную карьеру. Это создает огромное психологическое давление, справиться с которым без чьей-то помощи часто очень сложно. Такие проблемы помогают решать различные инициативы, в том числе SelfMama Forum — образовательная конференция для женщин, которые хотят совмещать материнство и самореализацию. Или сайты, помогающие найти удаленную работу и больше времени проводить с детьми, например workathome.

Очевидно, что побороть укоренившиеся в сознании стереотипы порой значительно труднее, чем увеличить размер пособия или построить новые пандусы. Но, встав на этот путь, сегодня женщина вполне может рассчитывать на поддержку единомышленниц.