Культурный гид на неделю для тех, кто в Москве
«Большая игра», «Последний портрет» и «Эдвард Руки-Ножницы»— 1 —
Посмотреть первую режиссерскую работу Аарона Соркина
«Большая игра» Режиссер: Аарон Соркин В ролях: Джессика Честейн, Идрис Эльба, Кевин Костнер
Аарон Соркин прекрасно известен миру как сценарист. Именно его сценарий лег в основу фильма «Социальная сеть», за который он получил все мыслимые награды сразу: «Золотой глобус», «Оскар» и BAFTA. А год спустя Соркин был вновь номинирован на них же за работу над картиной «Человек, который изменил все». Однако как режиссер Соркин выступает впервые. Он снял остросюжетную драму «Большая игра», а на главную роль позвал Джессику Честейн. Она играет «принцессу покера» Молли Блум, сумевшую организовать самое знаменитое и дорогое подпольное казино в Голливуде. И хоть деньги потекли к ней рекой, вместе с ними быстро пришли и серьезные проблемы.
— 2 —
Посмотреть заключительную часть театрального цикла «Звезда»
«Маяковский. Трагедия» Где: «Гоголь-центр» Когда: 15–16 января в 19:00
В цикле «Звезда», посвященном русским поэтам XX века, «Гоголь-центр» уже выпускал спектакли о Пастернаке и Мандельштаме, Ахматовой и Кузмине. Заключительная, пятая постановка цикла будет посвящена Владимиру Маяковскому. За работу над ней взялся режиссер Филипп Григорьян. Героем спектакля, как следует из названия, стал Владимир Маяковский. Но не знаменитый поэт в желтой кофте, а вымышленный персонаж — герой футуристического текста 1913 года. В том же году состоялась и первая премьера. Режиссером выступил сам Маяковский, а декорации создали Павел Филонов и Иосиф Школьник. «Действующие лица: женщина без головы, человек без глаза и ноги, человек с сухими кошками, несколько тысяч лет, знакомая поэта — сажени две-три, женщины со слезинками и слезищами», — писал после премьеры критик Александр Бродский. Правда, вскоре трагедию Маяковского перестали воспринимать как текст для сцены. Прошло больше века, и Филипп Григорьян решил восстановить его в театральных правах, используя новые звуковые и визуальные технологии.
— 3 —
Разобраться, как тема травмы стала одной из главных в современной литературе
Лекция Галины Юзефович «Почему сегодня так много книг рассказывает о травме: Ханья Янагихара и другие» Где: ВДНХ, Павильон Книги (проспект Мира, 119, стр. 516) Когда: 12 января в 19:30
Десятку самых продаваемых книг художественной прозы 2017 года замкнул роман Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь». История о тяжелейших травмах и том, как жить с ними, разделила читателей на два лагеря: одни восторгались произведением, другие нещадно критиковали его. Роман Янагихары — далеко не единственная книга, посвященная травмам. И в последнее время их становится все больше. Как и почему тема стала одной из главных в литературе во всем мире, насколько к ней применим язык художественной прозы и зачем вскрываются старые раны — эти вопросы в рамках своей лекции затронет литературный критик Галина Юзефович.
— 4 —
Побродить по Дому Наркомфина
Уикенд Дома Наркомфина Где: Новинский бульвар, 25, корп. 1 Когда: 13–14 января в 15:00 Запись
В 1930 году на Новинском бульваре по проекту Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса был возведен Дом Наркомфина — образец архитектуры конструктивизма и пример постройки «переходного типа». Под «переходным» авторы подразумевали уход от буржуазных жилищ к квартирам коммунистического лада. Свое название Дом получил от жильцов, которыми стали чиновники Народного комиссариата финансов РСФСР. Сегодня в Доме Наркомфина уже никто не живет. Он находится в аварийном состоянии и должен реконструироваться. Но пока еще можно прийти и увидеть один из главных памятников советского конструктивизма изнутри. В ближайшие выходные архитектор и писатель Николай Васильев проведет несколько экскурсий по Дому, покажет все типы жилых ячеек, спроектированных Гинзбургом и Милинисом, а также отведет в первый в мире пентхаус, который для себя лично придумал нарком финансов Николай Милютин.
— 5 —
Успеть увидеть «Заоблачные леса» в Новой Третьяковке
Проект «Заоблачные леса» Где: Новая Третьяковка Когда: до 18 января
7-я Московская биеннале началась уже давно — в минувшем сентябре. Но наверняка есть те, кто еще не посмотрел ее основной проект — выставку «Заоблачные леса» в Новой Третьяковке. Сделать это можно еще в течение недели. Куратором «Заоблачных лесов» стала арт-директор токийского Музея современного искусства Юко Хасегава. А свои работы в рамках выставки представили полсотни художников из 24 стран мира. Например, в залах Третьяковки на Крымском Валу можно увидеть проект исландской певицы и художницы Бьорк. Это инсталляции, в основу которых легли композиции из альбомов Biophilia и Vulnicura. Свои работы в рамках проекта представил и бывший муж Бьорк Мэтью Барни. Его четыре произведения из серии «Космическая охота», привезенные в Москву, оцениваются в $ 1 млн.
— 6 —
Понаблюдать за Альберто Джакометти
«Последний портрет» Режиссер: Стэнли Туччи В ролях: Арми Хаммер, Джеффри Раш, Клеманс Поэзи Когда: в прокате с 11 января
Усадив напротив себя американского писателя Джеймса Лорда под предлогом того, что напишет его портрет очень быстро, Альберто Джакометти нарушил обещание. Задерживаться в Париже Лорд не планировал, но выбраться из мастерской Джакометти оказалось не так-то просто. Взъерошенный и нервный, художник в попытках осуществить задуманное беспрестанно орет на холст, ничуть не пытаясь скрыть чувств. В своих ролях Джеффри Раш и Арми Хаммер убедительны так же, как Стэнли Туччи в качестве режиссера. Решив перенести зрителей в богемный Париж и показать, с чего может начаться настоящая дружба, он ничуть не прогадал.
— 7 —
Выяснить, как YouTube связан с полицией
«YouTube / в полиции» Где: театр «Практика» Когда: 14 января в 20:00
Своему спектаклю режиссер Григорий Добрыгин присвоил жанр найденной драмы (found drama), придумав его в процессе работы со студентами из мастерской Олега Кудряшова. Теперь постановка перебралась из репетиционных залов ГИТИСа в театр «Практика», где можно наблюдать за сюжетами, основанными на популярных роликах из YouTube. Артисты не копируют их, а скорее анализируют, создавая череду по-настоящему запоминающихся персонажей, по разному стечению обстоятельств оказавшихся в отделении полиции. Удержаться от смеха на спектакле будет сложно — лишнее подтверждение тому, что и режиссеру, и актерам все задуманное удалось.
— 8 —
Задуматься о философских смыслах «Форреста Гампа»
Лекция Андрея Великанова «Роберт Земекис — «Форрест Гамп». Рацио и сенсус. Назад к вещам» Где: Музей современного искусства «Гараж» Когда: 14 января в 17:00
Художник и философ Андрей Великанов продолжает цикл своих лекций встречей, посвященной фильму «Форрест Гамп» и его философским смыслам. Учитывая давно закрепленный за работой Роберта Земекиса статус культового произведения, разобраться в этих смыслах действительно интересно. За то, как Форрест видел мир, его часто называли идиотом, с чем основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль точно не согласился бы, ведь Форрест Гамп, в отличие от окружающих, умел постичь и добраться до сущности вещей, не примешивая к ним собственных взглядов.
— 9 —
Разобраться в музыкальном экспериментализме
Лекция «Звук, затерянный в авангардах. Музыкальный экспериментализм в России первой половины XX века» Где: Московский музей современного искусства (Тверской бульвар) Когда: 11 января в 19:30
Сложный и противоречивый XX век стал в том числе и временем для музыкальных экспериментов. В первой его половине композиторы стремились освоить смежные, а также никак не связанные с музыкой дисциплины, чтобы продвинуться как можно дальше в попытках выразить задуманное, и ученые в своих исследованиях тоже не обходили звук стороной. Так появился, например, придуманный в Петрограде изобретателем Львом Терменом терменвокс. Разговорами о нем лектор Андрей Смирнов не ограничится, рассказав также и о других музыкальных нововведениях и экспериментах. Среди них, например, бумажный звук, шумовые оркестры и даже звукозрительный монтаж.
— 10 —
Вспомнить историю Эдварда Руки-Ножницы
«Эдвард Руки-Ножницы» Режиссер: Тим Бёртон В ролях: Джонни Депп, Вайнона Райдер Где: кинотеатр «Пионер» Когда: 13 января в 18:30 и 18:40
Кинотеатр «Пионер» продолжает цикл «Наконец-то в кино» сказкой Тима Бёртона о немногословном и предпочитающем держать дистанцию с миром Эдварде. Вместо рук у него ножницы, которыми он орудует весьма ловко, превращая садовые кусты и чужие головы в настоящие произведения искусства. Для режиссера Бёртона и актера Джонни Деппа «Эдвард Руки-Ножницы» стал первой общей работой в дальнейшей череде проектов, вызывающей сегодня ностальгию по временам, когда с карьерой Деппа все было в порядке. К показу фильма в Москве удачно выпал снег — лишний повод не пропускать сеанс.