13 лучших фильмов 2017 года
«Зови меня своим именем», «Дюнкерк» и другие картины«Зови меня своим именем»
В России фильм Луки Гуаданьино можно было посмотреть только этой осенью на «Амфесте». «Зови меня своим именем» уверенно берет главные призы перед «Оскаром» — например, награду Gotham Awards за лучший фильм и прорыв года (исполнитель главной роли Тимоти Шаламе), а лос-анджелесская ассоциация критиков назвала Гуаданьино режиссером года — впереди у команды экранизации романа Андре Асимана пара месяцев приятных подъемов на сцену. История первой любви 17-летнего Элио (Шаламе) к ассистенту его отца Оливеру (Арми Хаммер) — тот самый единственный фильм года, который можно назвать шедевром без скидок. Такую картину, наверное, мог снять Бертолуччи на вершине своей карьеры, а Гуаданьино можно назвать единственным наследником великого итальянского кино середины прошлого века.
«Дюнкерк»
Кристофер Нолан — самый коммерчески успешный автор в современном кино. Он умеет одновременно покорять кассу и получать восторженные критические рецензии («Дюнкерк» собрал в мировом прокате $525 млн при бюджете $100 млн и получил оценку 94 на сайте Metacritic). Нолан перевернул жанр военного кино не меньше, чем 20 лет назад Спилберг в «Спасти рядового Райана». Сняв батальное полотно с несколькими почти параллельно происходящими историями во время отступления союзных войск под Дюнкерком, режиссер предъявил свое кино как чистый концепт. В этом фильме нет одного героя, которому можно сопереживать — само отступление у Дюнкерка и есть главный герой.
«Прочь»
Режиссерский дебют Джордана Пила стал не только кассовым хитом ($254 млн в мировом прокате при бюджете всего $4,5 млн), но и одним из самых обсуждаемых фильмов года. Лента убедительно показывает, что даже самые убежденные на словах либералы полны предубеждений к людям не своего круга. Тот самый случай, когда качественно сделанный хоррор может включать в себя больше социального комментария, чем любая документальная драма.
«Бегущий по лезвию 2049»
Дени Вильнёв — наверное, единственный современный режиссер, который может сделать сиквел, не уступающий признанной классике Ридли Скотта. А еще смелый человек, не побоявшийся попросить Скотта пореже бывать на съемочной площадке. Многие зрители жаловались на продолжительность фильма, но она оправдана — примерно в середине «Бегущего по лезвию 2049» погружаешься в эту ни на что не похожую реальность, загипнотизированный музыкой, грандиозно снятым Лас-Вегасом после апокалипсиса и уникальным, как будто замедленным темпом. Голливуд давно не тратил $150 млн на подлинное произведение искусства.
«Затерянный город Z»
У автора «Маленькой Одессы» и «Любовников» Джеймса Грея не самая многочисленная, но верная армия поклонников, которая оценила его, наверное, самый совершенный фильм о путешественнике Персивале Фоссете (Чарли Ханнэм). Он посвятил жизнь поискам древнего индейского города на Амазонке. Грей снял эту биографию как историю наваждения человека, для которого мечта становится важнее общественных условностей, семьи, наград и денег.
«Логан: Росомаха»
Режиссер Джеймс Мэнголд неожиданно сделал финал трилогии про главного человека Икс настолько отличающимся от сделанной им же предыдущей части, насколько это вообще возможно. «Логан» — одновременно современный вестерн, роуд-муви и экранизация комикса, а его герой (Хью Джекман) настолько устал от эксплуатации себя, что тщетно пытается убедить окружающих: не верьте комиксам, все в них ложь. Лучший способ попрощаться с любимым персонажем, который провел на экране 17 лет.
«Джон Уик 2»
Второй фильм с Киану Ривзом в роли идеального убийцы оказался даже мощнее первого, и дело не только в том, что здесь больше трупов (хотя, конечно, больше). Три перестрелки — в римских термах Каракаллы, нью-йоркском метро и зеркальных залах ближе к финалу — без преувеличения можно назвать новым словом в постановке экшена, а Киану Ривз остается непревзойденной звездой жанра, который регулярно поднимает собственную планку.
«мама!»
Ни один фильм в 2017-м не разделил так критиков (в диапазоне от «шедевра» до «провала») и зрителей, присудивших ему оценку F («несмотрибельный»), как мелодраматический хоррор Даррена Аронофски. «маму!» можно воспринимать как частную историю человеческих отношений, в которой мужчина обязательно приносит женщину в жертву своим амбициям, а можно — как глобальную философскую аллегорию. Чем «мама!» является точно, так это одним из самых сильных кинематографических потрясений года, снятым по-настоящему свободным и бесстрашным автором.
«Человек-паук: Возвращение домой»
В 2017-м было немало хороших блокбастеров — от «Чудо-женщины» до «Тора: Рагнарёка». И все же второй ребут кинокомикса о Человеке-пауке сложнее и интереснее своих соперников по мультиплексу. Первая трилогия Сэма Рэйми (2002-07) задала канон, «Новый Человек-паук» (2012-14) Марка Уэбба помрачнел до такой степени, что к финалу второй части Питер Паркер не уберег свою Гвен и сам не дожил до третьей. Режиссер «Человека-паука: Возвращение домой» Джон Уоттс показал, каким должен быть идеальный летний блокбастер — немного неловких ухаживаний, несколько цитат из подростковых комедий 1980-х Джона Хьюза, убедительно обозленный на весь мир злодей (Майкл Китон), как будто голосовавший за Трампа, и много экшна и шуток.
«Малыш на драйве»
Фильм о водителе (Энсел Элгорт), который зарабатывает тем, что уводит банду грабителей от полицейской погони, летом 2017-го был свеж как арбузный лимонад со льдом. С точки зрения сюжета это не самая оригинальная история на свете. Но режиссер Эдгар Райт показал, как снять даже набитое штампами криминальное кино с красивыми машинами с какой-то сшибающей с ног энергией. «Малыш на драйве» заслуженно собрал в мировом прокате $226 млн при бюджете всего $34 млн, и Райт снимает сиквел. Главное ему теперь — не растерять тот самый драйв.
«Квадрат»
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля практически всегда вызывает споры и сомнения в справедливости. В этом году жюри под руководством Педро Альмодовара не прогадало — главную награду получила оглушительно точная и смешная сатира Рубена Эстлунда, высмеивающая не только далекий от проблем обычных людей арт-мир, но и западную цивилизацию в целом. Там даже есть человек-собака, на которого режиссера вдохновили художественные акции Олега Кулика еще в 1990-х. Это говорит о том, что проблемы невозможности коммуникации, на которые указывал российский художник целых 20 лет назад, стали еще глубже, но за их показ теперь дают главные в киномире призы.
«Взрывная блондинка»
Второй за год пример того, что лучшие фильмы теперь снимают бывшие каскадеры, а не выпускники режиссерских курсов. Дэвид Лич снял вместе с коллегой Чадом Стахелски первого «Джона Уика», и пока тот заканчивал вторую часть, повторил свой успех, сделав идеальный экшн, только с женщиной в главной роли. Во «Взрывной блондинке» есть все, на что можно смотреть, открыв рот от восхищения: Шарлиз Терон, ностальгическое погружение в Берлин времен крушения стены, драки врукопашную, Дэвид Боуи на саундтреке, перестрелки, Джеймс МакЭвой в роли злодея, поклон Тарковскому, много водки и лесбийский секс. Сцена, в которой героиня Терон убивает идеологического врага каблуком, полна иронии насчет долгого нежелания Голливуда снимать женский экшен. Теперь эта проблема решена.
«Сплит»
В самом начале 2017-го вышел снятый М. Найтом Шьямаланом хоррор, который приподнимает жанр на высоту, к которой он не приближался больше четверти века после «Молчания ягнят». Это произошло благодаря потрясающей игре Джеймса МакЭвоя, легко изображающего героя, в котором уживаются 23 личности. Печально, что к концу года актера как будто забыли. Его не номинируют ни на какие награды — то ли у всех короткая память, то ли хоррор по-прежнему незаслуженно считается «непрестижным» жанром.