Кто и как превращает часы в произведение искусства
Сякудо, маркетри из лепестков, серебрение и другие фирменные декоративные техники ведущих компанийСякудо, Blancpain
Кристоф Бернардо, глава ателье Métiers d’Art
«В нашей художественной мастерской в Ле-Брассю много ремесел: скульптура, гравировка, дамаскинаж, все виды эмали, а также древняя японская техника сякудо. Она позволяет изменить цвет золотого или медного сплава, из которого изготовлен циферблат, придав ему глубокий серый или черный оттенок. Диск погружается в теплую ванну с раствором, происходит химическая реакция. Цвет не изменится со временем. Окрашивать можно не только фон циферблата, но и изображение на нем. Циферблат с накладным изображением подвергается процессу сякудо различное количество раз для придания нужного оттенка патины. Каждый циферблат Shakudo получается уникальным».
Миниатюра по перламутру, Bovet
Паскаль Раффи, владелец
«Эту декоративную отделку использовал еще Эдуард Бове в XIX веке, и она привлекла внимание многих знатных особ, в том числе китайского императора. На нашей мануфактуре росписью по перламутру владеют несколько мастеров. Рисунок наносится вручную в семь-восемь приемов. Сначала прорисовываются контуры (переносится изображение в «решетчатой» технике с контрольными точками). Разные цвета наносятся последовательно тончайшей кисточкой из меха куницы — всякий раз мастер готовит для работы новые кисти. Каждый оттенок слоем не более 0,05 мм закрепляется лаком и обжигается при температуре 80 градусов. Далее следует многоступенчатая полировка: сначала с абразивом, затем с лаком. Создание миниатюры занимает минимум 80 часов. Сегодня мы научились наносить на перламутр даже флюоресцентные краски».
Серебрение, Glashütte Original
Майкл Хаммер, специалист по связям с общественностью
«Техника серебрения циферблатов применялась еще в напольных часах с маятником, которые наша мануфактура делала во второй половине XIX столетия. В наручных часах она впервые использована в платиновой модели Senator Chronograph Panorama Date. В чем заключается процесс? На золотой диск лазером наносится гравировка, углубления заполняются черным лаком, и затем заготовка обжигается в печи. Таким образом циферблат подготавливается к нанесению слоя серебра. Серебряная пыль, смешанная в определенной пропорции с солью и водой, вручную втирается в поверхность специальной кистью. В результате фактурный циферблат приобретает поблескивающий фон».
Лак уруси, Seiko
Иссю Тамура, мастер по художественному лаку
«Уруси — разновидность лака из натуральной смолы японского лакового дерева. Его используют уже 9 тыс. лет. В глубокой древности лак применялся, например, для фиксации камня на рукояти топора, потом лаком начали покрывать мебель и посуду для защиты от износа и коррозии. Через несколько столетий уруси стал неотъемлемой частью японских произведений искусства, особенно созданных в городе Канадзава. За века рецепт лака практически не изменился. Создание лаковых циферблатов — многоступенчатый процесс, который начинается со шлифовки латунной основы циферблата древесным углем. Все слои лака (лаковая основа, промежуточные слои, верхний слой и прозрачный лак сури уруси) наносятся круговыми движениями кисти, после чего заготовка отправляется в печь и полируется. Финальная полировка производится подушечками пальцев, на которые наносится специальный порошок. Так циферблаты Seiko Presage получают уникальный глубокий черный цвет».
Маркетри из лепестков, Cartier
Пьер Райнеро, директор по наследию и развитию
«Мы владеем многими уникальными декоративными техниками, часть из которых — сохраненные нами старинные, они никогда не были задокументированы, знания передаются от учителя к ученику. Другие были изобретены нами. В 2014-м у нас появилась до этого не существовавшая ремесленная техника — маркетри из цветов. Мастеру, работающему в этой сложнейшей технике, надо сначала отобрать розы, потом собрать лепестки, окрасить их, вырезать вручную при помощи специального лезвия фрагменты нужной формы и расположить их на тонкой деревянной дощечке. Это невероятно скрупулезная работа, риск сделать неверное движение и все испортить велик на каждом этапе. Мастер постоянно должен быть предельно сконцентрирован, а работа над одним циферблатом Ballon Bleu de Cartier с попугаем в технике цветочного маркетри длится две недели».
Tapisserie, Audemars Piguet
Георгий Осоргин, генеральный директор Audemars Piguet в России
«Узор Tapisserie — опознавательный знак для коллекций Royal Oak и Royal Oak Offshore. Существует три разновидности: Petite Tapisserie применяется для ультратонких часов с размером квадратиков 0,7х0,7 мм, Grande Tapisserie — для автоматических и кварцевых (1,28х1,28 мм) и Mega Tapisserie — для Royal Oak Offshore (2,2х2,2 мм). На подготовку и нанесение узора уходит примерно час. Мы используем специальные машины для гильоше 1970-х годов, которые купили, отреставрировали и отладили. Сейчас они уже не производятся, а у нас на мануфактуре работает около 40 машин. При помощи диска-шаблона машина высекает квадратики и одновременно вырезает окружающие их тонкие бороздки. Наложение двух декоративных рисунков создает эффект сияния и подчеркивает геометрическую фактуру циферблата».
Маркетри, Patek Philippe
Сандрин Стерн, креативный директор
«Наша мануфактура всегда уделяла большое внимание сохранению редких ремесленных техник. По случаю большой выставки наших исторических часов в Нью-Йорке мастера создали уникальный экземпляр карманных часов, один из самых сложных и замысловатых в плане декора. В часах Portrait of an American Indian сразу несколько художественных техник: маркетри, гравировка, эмаль и инкрустация камнями. Портрет индейца выложен деревянной мозаикой. Мастер использовал 304 крошечных фрагмента и 60 элементов мозаики, вырезанных из 20 различных пород дерева, чтобы создать богатую палитру красок, сделать лицо выразительным, придать объем головному убору из перьев и ожерелью на шее индейца (последнее сложено из 100 кусочков дерева). Создается полное ощущение, что портрет исполнен в технике эмалевой миниатюры».
Автоматон, Jaquet Droz
Кристиан Латтман, генеральный директор
«Автоматоны, то есть движущиеся механические фигуры, — это наследие мастера XVIII столетия Пьера Жаке-Дро, которое мы с 2012 года воплощаем в сложных наручных моделях. Их циферблат становится сценой для захватывающей анимации, которая у всех вызывает детское удивление и восторг. В новом минутном репетире Tropical Bird Repeater (их выпущено всего восемь) оживает целый райский сад с водопадом: колибри взмывает вверх, делая 40 взмахов крыльями в секунду, стрекозы начинают танцевать, павлин расправляет свой хвост, а из-за пальмовых листьев появляется тукан. Семь анимационных элементов движутся на фоне работающего минутного репетира, для которого был создан новый калибр RMA89».
Зернистый декор, MB&F
Максимиллиан Бюссер, основатель
«Зернистая текстура покрытого инеем металла прочно ассоциируется со старинными карманными часами. Считается, что такую отделку с «заиндевевшей» фактурой (finition grenée или grainée) придумал Абрахам-Луи Бреге в конце XVIII — начале XIX века. В те времена все детали часов были подвержены окислению, чтобы защитить их, он нагревал детали на открытом огне и погружал в азотную кислоту. Образовавшееся матовое покрытие выполняло в том числе и декоративную функцию, придавая сияние. Мастера MB&F воссоздали эффект в часах Legacy Machine 101 «Frost» editions, не прибегая к химической реакции, а вручную обрабатывая поверхность миллиметр за миллиметром проволочной щеткой. Процесс очень трудоемкий, в отличие от пескоструйной машинной обработки, он требует постоянной силы и угла нажатия для создания «изморози».
Зеркальный эффект, F.P. Journe
Франсуа-Поль Журн, основатель
«Часы Chronomètre Bleu — мой способ привлечь к высокоточной механике молодое поколение коллекционеров. Синие циферблаты уже несколько лет в тренде, но я реализовал его по-своему. Часы в корпусе из тантала по довольно привлекательной цене (меньше €20 тыс.) были весьма трудны в разработке, особенно зеркальный переливающийся синий циферблат. Для достижения этого эффекта на диск последовательно наносят восемь слоев синего хромового лака, помещая заготовку в печь после каждого слоя. Процесс проходит в специальных герметичных кабинах, защищенных от пыли, ведь на зеркальной поверхности заметен любой огрех. Лишь пятая часть всех изготовленных циферблатов идет в дело».
«Снежная закрепка», Jaeger-LeCoultre
Кристиан Лоран, глава мастерской сложных часов
«Закрепку бриллиантов snow setting используют многие бренды, но впервые она появилась на часах Jaeger-LeCoultre в 2002 году. Идея состояла в том, чтобы расположить максимально плотно бриллианты одинаковой — круглой — формы, но разного размера — от 0,5 мм до 1,6 мм в диаметре. Поскольку, в отличие, например, от регулярной невидимой закрепки, грани разнокалиберных бриллиантов хаотично отражают свет, создается «морозный» эффект сверкающего на солнце инея. Вся работа выполняется вручную. Технику snow setting использовали для декорирования самых разных моделей Jaeger-LeCoultre: часов Extraordinaire La Rose, ювелирных версий Reverso, в том числе модели Neva. На часах Rendez-vous Ivy Minute Repeater бриллиантовым «снегом» покрыты листья плюща».
Не только циферблат: фирменные техники декора механизмов
Вулканическая лава, Romain Jerome
Мануэль Эмш, генеральный директор
«В апреле 2010 года во время извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль я, как и тысячи других пассажиров, застрял в аэропорту. И придумал часы. Мне в проекте DNA как раз не хватало стихии Земли. Дэниел Хаас сделал циферблат из застывшей лавы, а Андре Мартинес исполнил вулканическую миниатюру с добавлением пепла исландского вулкана. Первые часы EyjafjallajÖkull DNA были сделаны в единственном экземпляре и сопровождались сертификатом подлинности вулканического пепла и лавы. Новая версия EyjafjallajÖkull DNA Burnt Lava выпущена в 99 экземплярах. На основу циферблата из оникса вручную наносятся фрагменты черной застывшей лавы, а промежутки между ними заполняет холодная эмаль — роспись создает эффект огненного потока между трещинами гор».
Браслеты стиля «палас», Piaget
Жан-Бернар Форо, глава ювелирного направления
«Декорация стиля «палас» — ноу-хау Piaget, появившееся в бренде еще в 1960-х. Суть ее в ручной гравировке браслета из драгоценного металла, неравномерном «царапании» для создания эффекта поверхности, напоминающей шелк-сырец. Сам браслет создается из золотых звеньев, скрепленных при помощи штырьков, но благодаря декорации «палас» звенья и крепления между ними совершенно незаметны. Делают такую гравировку не подрядчики, а собственные специалисты Piaget. Чтобы научиться гравировке стиля «палас», нужны несколько лет практики. Одна из знаменитых моделей с браслетом в стиле «палас» — часы 1960-х, принадлежавшие Джеки Кеннеди».
Невидимая закрепка, Van Cleef & Arpels
Катрин Кариу, хранитель наследия Van Cleef & Arpels
«Лапки закрепки камней порой разрушают гармонию украшения, а потому в Van Cleef & Arpels с момента основания дома искали технику, которая бы позволила от таких креплений избавиться. Разработанная в 1933 году техника невидимой закрепки стала результатом долгих лет поиска и разработки. Ее секрет в специальной конструкции из золота, в которую ограненные камни один за одним нанизываются как на рельсы. Камни идеально прилегают друг к другу и создают невероятно блестящую и искрящуюся поверхность. Чаще всего в этой технике закрепляются рубины, изумруды и сапфиры. Позднее в доме разработали и разные подвиды невидимой закрепки — невидимую закрепку камней огранки «маркиза» и витражную невидимую закрепку, при которой металл не заметен ни с лицевой, ни с оборотной стороны. Вначале закреплять камни таким способом можно было только на плоских поверхностях, поэтому в середине 1930-х ее нередко использовали в косметичках и несессерах, с развитием техники научились применять в цветочных мотивах, на изогнутых поверхностях. С 1930-х и по сей день это фирменная техника Van Cleef & Arpels».
Ажурное скелетонирование, Vacheron Constantin
Кристиан Сельмони, директор по стилю и наследию
«Ажурное скелетонирование механизма — уникальная техника. Она заключается в максимальном освобождении деталей от лишнего металла для эффекта «металлического кружева», подчеркивающего силуэт калибра, форму платины и мостов. На нашей мануфактуре ее используют с начала 1900-х годов, и за более чем столетие она превратилась в фирменную технику. Кроме того, наши калибры отличаются искусной гравировкой с различными мотивами, выполняемой вручную. Мастерство граверов превращает скелетонированные модели в произведения искусства».
Полировка мостов, Greubel Forsey
Стивен Форси, сооснователь
«В нашей компании ручной декор — неотъемлемая часть каждых часов. Уникальная архитектура механизмов дополнена виртуозной обработкой каждого фрагмента поверхности любого компонента, видимого глазу или скрытого. Все операции выполняются вручную, а результат тщательно проверяется с помощью микроскопа. Нередко работа по декорированию и полировке механизма часов занимает три месяца, как, например, в случае с Quadruple Tourbillon. Еще один пример: в часах Tourbillon 24 Secondes Vision нижний мост турбийона — подобие римской арки, а его полировка требует особого умения. На каждом мосте стоит персональная гравировка мастера, который выполнил эту работу».
Обработка необычных материалов, Louis Moinet
Жан-Мари Шаллер, генеральный директор
«Louis Moinet рассказывает «историю времени». Мы не только производим сложнейшие механизмы, но и используем природные элементы Вселенной. Циферблат Tourbillon Rosetta Stone изготовлен из самого древнего элемента Солнечной системы: возраст метеорита, прилетевшего, скорее всего, с Меркурия, приближается к 4,5 млрд лет. В Jurassic Watch мы использовали окаменелости пресмыкающегося, жившего более 150 млн лет назад. К открытию магазина в Москве мы презентовали новинки Treasures of the World с циферблатами из уникальных материалов: красного петерсита, обсидиановой брекчии, дьюмортьерита. Их дизайн разработан вместе с основателем Rich Time Group Жаком Баккура».