От аукциона до коллекции: искусство собирать, 24 ноя 2017, 12:13

Art lovers: что объединяет бизнесменов Березкина, Минца и Цуканова

Куда приводят мечты бизнесменов и компаний, решившихся на создание собственных коллекций
Куда приводят мечты бизнесменов и компаний, решившихся на создание собственных коллекций, разбирался «РБК Стиль».
Читать в полной версии
(Фото: WWW.PHILLIPS.COM)

Коллекционирование — одно из главных увлечений состоятельных людей на протяжении многих веков. Часто оно начинается как хобби, но со временем перерастает в серьезное дело, которому они посвящают свою жизнь. Многие бизнесмены покупают предметы искусства просто потому, что они понравились. Арт-специалисты советуют на начальных этапах всегда придерживаться именно такой — эмоциональной — концепции. Когда коллекционирование — уже не простой интерес и любовь к прекрасному, если оно приобретает серьезные масштабы, стоит обращаться к профессиональной помощи — арт-консультантов, кураторов или сотрудников аукционных домов — на регулярной основе. Они помогут четко сформулировать задачи и тему коллекции.

«В нашей семейной коллекции есть несколько произведений фотоискусства, которые нам посчастливилось приобрести на торгах аукционного дома Phillips, — вспоминает бизнесмен и коллекционер Григорий Березкин, занявший 125-е место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes в 2017 году. — Одна из них — фотография афганской девушки с пронзительным взглядом зеленых глаз, сделанная в 1984 году замечательным американским фотографом Стивом Маккарри. В свое время она произвела на меня огромное впечатление на обложке журнала National Geographic».

Steve McCury. Sharbat Gula, Afghan Girl, Pakistan, 1984. (Фото: WWW.PHILLIPS.COM)

Большинство коллекционеров совпадают в эмоциональных порывах. Однако пути к созданию большого и полноценного частного собрания и дополнительные источники мотивации всегда особенны. Одни стремятся сохранить искусство своего региона, другие влюбились в творчество художника еще в детстве и теперь, когда появились достаточные средства, начинают собирать его работы. Кто-то хочет поддержать молодых художников или же заявить о себе как о меценате, вписать имя в историю. Последние, как показывает практика, часто открывают собственные музеи и фонды.

В прошлогодний гид BMW Art Guide by Independent Collectors вошли 236 частных музеев со всего мира — это на 80% больше, чем было в 2000-м. 43 из них находятся в США, больше подобных институций только в Южной Корее.

Один из самых состоятельных людей Франции, Бернар Арно, осенью 2014-го открыл в Париже Fondation Louis Vuitton. В год этот музей посещают около миллиона человек, а через 50 лет здание в Булонском лесу, спроектированное легендарным архитектором Фрэнком Гери, отойдет городу. Другой французский миллиардер, Франсуа Пино, владеет парой площадок в Венеции: активную выставочную деятельность ведут его Palazzo Grassi и Panta della Dogana. Но и это не предел: через год Пино собирается открыть музей современного искусства в бывшем здании парижской биржи. Там и разместится его коллекция, которую эксперты рынка оценивают в $1 млрд.

The Louis Vuitton Foundation, Paris. (Фото: Frederic Legrand – COMEO/Shutterstock.com)

Американский миллиардер Эли Броад вместе с женой в 2015-м открыли в Лос-Анджелесе музей The Broad. Ежегодно его посещают около 800 тыс. человек, а стоимость их арт-коллекции также превышает $1 млрд. Создание музеев и частных фондов часто связано не только с желанием увековечить имя семьи, но и получить существенные налоговые льготы. В большинстве стран дар некоммерческим фондам, поддерживающим искусство, позволяет существенно уменьшить налоговое бремя. Здесь показателен опыт Митчелла Рейлза. Его частный музей Glenstone, открытый в 2006-м в США, обзаведется еще одним зданием в следующем году. Строительство обойдется миллиардеру в $125 млн. Там разместят частную коллекцию, которая состоит из 800 с лишним предметов послевоенного и современного искусства. С 2012 по 2014 год Рейлз передал Фонду музея в виде благотворительного дара акции своей компании Danaher на сумму $450 млн, и она была вычтена из облагаемой налогом прибыли.

The Broad Museum, Los Angeles. (Фото: Michael Gordon/Shutterstock.com)

Большое количество работ в коллекции подталкивает к созданию полноценного музея и русских бизнесменов: так, Борис Минц открыл Музей русского импрессионизма, Алексей Ананьев — русского реалистического искусства. На другом поле работает Фонд Смирнова и Сорокина: его основная задача — помогать молодым российским художникам как выделяя гранты на создание работ, так и проводя выставки в пространстве фонда. Игорь Цуканов, основатель Tsukanov Family Foundation, известен впечатляющей коллекцией русского послевоенного искусства. Работы из его фонда часто оказываются на музейных выставках как в России, так и за рубежом, но его новое увлечение — создание выставок, посвященных современному российскому искусству в Лондоне, на базе знаменитой Saatchi Gallery. Так бизнесмен открывает большему количеству иностранной публики имена российских художников, что в конечном счете должно положительно повлиять и на цену их работ.

Музей русского импрессионизма, Москва. (Фото: Rusimp.su)

Коллекционирование современного искусства сразу открывает двери в особый «закрытый» клуб — поднимает престиж и расширяет деловые связи. Ведь давно понятно: для успешного человека коллекционирование стало тем же, чем когда-то гольф, теннис, а также «прописка» на Kensington Palace Gardens в Лондоне.

Отдельно стоит отметить создание корпоративной коллекции. Решать, необходима ли такая инициатива, берутся как сами владельцы крупных компаний, так и члены совета директоров. Подобная практика распространена в США и странах Европы. Интересными коллекциями современного искусства могут похвастаться и банки — Deutsche Bank и Unicredit. А Credit Suisse даже создает отдельную — в российском офисе.

«Выбор для корпоративных коллекций должен быть более сбалансированным, поскольку он отражает общую приверженность компании культуре, — считает Андре Роггер, куратор корпоративной коллекции Credit Suisse. — Основная цель нашей коллекции произведений искусства — продвигать молодые таланты. Это созвучно другим спонсорским инициативам банка в культуре и спорте».

Для этой коллекции швейцарская компания приобретает работы начинающих художников, чтобы помочь им в творческом развитии и следить за их достижениями в будущем. При этом она стремится к разнообразию произведений в своей коллекции, не ограничиваясь классическими формами — живописью, рисунком, скульптурой — и приобретает новые мультимедийные работы и инсталляции, чтобы коллекция наиболее полно отражала картину сегодняшней арт-сцены. Роггер уверен, что эти работы преображают рабочее пространство и служат мыслительным стимулом как для клиентов, так и для сотрудников.

Коллекция Credit Suisse имеет сорокалетнюю историю и насчитывает более 10 тыс. работ. В московском же офисе разместились два десятка работ швейцарских художников из запасников, чтобы новые произведения, приобретенные в России, перекликались с уже имеющимися работами. Рождение российской коллекции связано с началом стратегического партнерства с ярмаркой Cosmoscow в 2015 году. С тех пор Credit Suisse ежегодно покупает работы одного из начинающих российских художников.

Cosmoscow 2017, Москва. (Фото: cosmoscow.com)

Какой бы путь ни выбрал начинающий коллекционер, наградой за его усилия будут неподдельные и искренние эмоции. А со временем, когда собрание приобретет внушительные размеры, стоит задуматься: хочется ли эти эмоции передать другим? И уже тогда решить, создавать ли свой музей или фонд.