Впечатления, 15 ноя 2017, 13:30

Опережая время: в Москве открываются две выставки Эль Лисицкого

Проуны, горизонтальные небоскребы и электромеханические марионетки на двух столичных площадках
Сразу на двух столичных площадках — в Новой Третьяковке и в Еврейском музее и центре толерантности — 16 ноября откроются ретроспективы Эль Лисицкого. Его творчество оказалось хорошо известно в США и странах Европы, но мало знакомо российскому зрителю.
Читать в полной версии
(Фото: Собрание Государственной Третьяковской галереи)

«Одна из проблем Эль Лисицкого — это проблема его известности и узнаваемости». С этого рассказ о художнике начала куратор его первой масштабной ретроспективы в России Татьяна Горячева. Возможно, из-за этой самой «неизвестности» Лисицкого выставочный проект сделали двухчастным: работы Лисицкого — от ранних до созданных накануне смерти — одновременно представили в Новой Третьяковке и в Еврейском музее и центре толерантности.

Обложка каталога Первой выставки русского искусства в Берлине, 1922 (Фото: Собрание Государственной Третьяковской галереи)

Полноценных выставок Лисицкого раньше в России не было. И это при том, что именно он был одним из ведущих представителей российского и европейского авангарда и во многом определил развитие архитектуры и дизайна XX века. Сам Лисицкий называл себя универсальным художником-изобретателем и не замыкался в рамках конкретных течений и направлений.

Небоскреб на площади у Никитских ворот. Общий вид сверху (Фото: Собрание Государственной Третьяковской галереи)

Он с легкостью откликался на все новое и шел на эксперименты — в том числе в живописи и архитектуре. Так, после знакомства с Казимиром Малевичем Лисицкий по его просьбе за пару месяцев разработал принципы объемного супрематизма, выведя плоские композиции в трехмерное пространство. Кроме того, Лисицкий придумал «проуны» — «проекты утверждения нового». Для художника они стали некой универсальной моделью, в которой он комбинировал геометрические плоскости с объемными объектами. Свои проуны Лисицкий называл «пересадочной станцией из живописи в архитектуру».

«Проун 1Е (Город)», 1919-1920 (Фото: Собрание Государственной Третьяковской галереи / Азербайджанский Национальный музей искусств им. Р. Мустафаева)

«В России нет ни одной живописной работы Лисицкого. И Третьяковская галерея, и Еврейский музей проделали огромную работу, чтобы получить их на выставку в Москву», — отметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. В 1921 году Эль Лисицкий покинул Россию и до 1925-го жил в Германии. Его живописные проуны остались в Европе и практически все были раскуплены коллекционерами и музеями — еще при жизни художника.

Эль Лисицкий в творчестве опередил свое время. Подтверждение этому — ряд смелых проектов, которые так и не были реализованы. В 1920-1921 годах художник работал над эскизами к опере «Победа над Солнцем» и задумал невероятное — на сцену он хотел вывести не актеров, а электромеханических марионеток. Постановка так и не была осуществлена, а от проекта остались лишь две папки набросков.

«Проун 43», около 1922 (Фото: Собрание Государственной Третьяковской галереи)

Еще один грандиозный по задумке проект Лисицкого — горизонтальные небоскребы, которые он хотел возвести в Москве. Проектировать их он начал в 1924 году и задумал построить восемь многоэтажек — на Садовом кольце в местах его пересечения с основными радиальными улицами. Для каждого небоскреба Лисицкий задумывал свой цвет, а в их опорах — спуски в метро и трамвайные остановки. Возводить строения художник хотел по особой системе — блоками, — чтобы предотвратить транспортный коллапс и не мешать жизни города. Из всех архитектурных проектов Эль Лисицкого был реализован лишь один. Им стала типография журнала «Огонек», построенная в Москве в 1932 году.

«Конструктор (автопортрет)», 1924 (Фото: Собрание Государственной Третьяковской галереи)

В 1930-х годах Эль Лисицкий в основном занимался выставочным дизайном и увлекся фотомонтажом. А последней работой художника стал антифашистский плакат «Давайте побольше танков».

Ретроспектива Эль Лисицкого в Новой Третьяковке и в Еврейском музее и центре толерантности продлится до 18 февраля 2018 года.