Милан — Москва: открылась выставка i Saloni WorldWide 2017
Мебель и текстиль 300 компаний, мастер-классы итальянских дизайнеров и архитекторов и не толькоКлассика и современность, предметы интерьера класса люкс и достижения мебельной индустрии. Все это 300 компаний демонстрируют на ярмарке i Saloni WorldWide 2017, которая открылась в столице уже в 13-й раз. В Москву привезли коллекции мебели, этой весной представленные в Милане на Salone del Mobile, а также свет, текстиль и аксессуары. В прошлом году ярмарку посетило более 30 тыс. человек. И в этом ожидают не меньшее число гостей. В Москву с мастер-классами по традиции приедут итальянские дизайнеры и архитекторы из числа главных и знаменитых. Накануне i Saloni WorldWide 2017 «РБК Стиль» поговорил с двумя из них — восходящей звездой итальянского дизайна Кристиной Челестино и основателем движения болидистов Массимо Йозой Гини — о вдохновении, функциональности предметов интерьера и переплетении прошлого и настоящего в городах мира.
— Вас называют восходящей звездой итальянского дизайна. Как вам такое определение?
— Благодаря личным усилиям и последовательности я сумела построить свой узнаваемый бренд — Attico Design. Я развивала собственный язык, выполняла работу разного уровня сложности для самых разных компаний. И сейчас мне приятно, что меня называют восходящей звездой итальянского дизайна.
— Что для вас словосочетание «итальянский дизайн»?
— Сегодня «итальянский дизайн» подразумевает под собой самые разные вещи. Мне же кажется, это словосочетание применимо к предметам ручной работы, которые можно найти только в Италии. А также к тем брендам, которые не слепо следуют модным тенденциям, а придерживаются более классических представлений о красоте.
— Вы начинали как урбанист, но ушли в создание предметов интерьера. Почему?
— Во время учебы и работы архитектором я чаще всего занималась большими проектами. В них мне редко удавалось уделить должное внимание деталям. В то же время мне нравилось ходить на блошиные рынки и находить там удивительные дизайнерские вещи. Меня поражала их красота и простота. Получается, все началось с коллекционирования.
— Интерьерами каких мастеров дизайна вы вдохновляетесь?
— Мне нравятся интерьеры Карло Скарпы: его внимание к деталям, умение комбинировать разные материалы. Я восхищаюсь интерьерами миланских мастеров, таких как Пьеро Порталуппи, Луиджи Качча Доминьони, Джо Понти. Я вновь и вновь приезжаю на виллу Некки-Кампильо работы Порталуппи и каждый раз нахожу там вдохновение. Еще мне нравится гулять и разглядывать модернистские миланские холлы — в них все продумано до мелочей.
Дизайн-объект должен не только выполнять утилитарную функцию, но и рассказывать историю
— С какими материалами вы любите работать? И нравится ли вам соединять разнородные материалы — натуральные и синтетические?
— У меня нет любимого материала. Наоборот, мне нравится смотреть на старые материалы по-новому, находить им неожиданное применение. Так, я использовала мех специальной обработки (мы назвали его Etere) для отделки в мебельной коллекции Happy Room для Fendi.
— Для Fendi вы создали коллекцию в винтажном стиле. При этом в других коллекциях экспериментировали с соединением разнородных материалов и применяли новые технологии. Какое направление дизайна все же вам ближе?
— Меня всегда интересовали проекты из прошлого: в них соединяются идея классической красоты и секреты изготовления, которые уже не используются в наше время. Я убеждена, что каждый предмет дизайна должен рассказывать что-то новое. У меня нет приступов ностальгии, для меня прошлое лишь источник вдохновения. На этой основе я стараюсь придумать что-то принципиально новое.
— Для Budri вы создали настольную лампу Alice в виде перстня. Вам нравится идея предметов-перевертышей, которые «притворяются» чем-то другим?
— Я люблю изучать предметы и анализировать их. Здорово, когда дизайн может удивить покупателей.
— Насколько для вас важна функциональность предметов, которые вы создаете?
— Это не главная цель в моей работе. Сейчас дизайн — это не только про практичность. Дизайн-объект должен не только выполнять утилитарную функцию, но и рассказывать историю, вызывать эмоции. Функциональность предмета должна сочетаться с эмоциональным наполнением.
— Какие города мира кажутся вам наиболее интересными с точки зрения архитектуры и дизайна?
— Каждый город может чем-то меня удивить и даже стать источником вдохновения. Это может быть мощь Рима или увядающая красота Венеции. Я люблю Париж за то, что он позволяет эпохам гармонично сосуществовать. Там прошлое переплетается с настоящим, и это особенно заметно в архитектуре. С одной стороны, есть Лувр, с другой — здания по проектам Ле Корбюзье. А еще Чикаго с его современными высотками. Надеюсь, что я смогу открыть для себя и Москву.
— Чему будет посвящен ваш московский мастер-класс?
— Мой мастер-класс называется «Беседа в цвете». На нем мы рассмотрим мои самые заметные проекты, на примере которых я расскажу о своем подходе к дизайну.
— Вы начинали с книжной графики и комиксов. Как это повлияло на ваше дальнейшее творчество?
— Я начинал с изучения итальянского искусства XX века, метафизики Джорджо Моранди, футуристов, русских конструктивистов и американского поп-арта 60–70-х. Именно это направление, а точнее, Уорхол и Лихтенштейн познакомили меня с миром комиксов. Я понял, что дизайн — не просто проектирование предметов, это целый мир, внутри которого мы с вами живем.
— Что вы начали делать раньше: проектировать здания или создавать предметы интерьера?
— Мои первые проекты были связаны с дизайном интерьеров домов. А в 1989 году я придумывал дизайн для ресторана в Нью-Йорке, на открытии которого выпивал с Саймоном Ле Боном (вокалист группы Duran Duran, — прим. ред.). Проект назывался Bolidó. Это был главный ночной клуб города. Потом я начал делать проекты для коммерческих пространств, люксовых магазинов и дорогих домов.
Дизайн — это целый мир, в котором мы с вами живем
— Любовь к фэнтези отражается на ваших архитектурных проектах и мебели?
— Конечно, когда придумываешь что-то новое, нельзя быть скучным, предсказуемым. Ты должен работать по наитию. Правда, полет творческой мысли скорее характерен для проектирования мебели. Архитектура все-таки имеет более рациональную основу.
— Что для вас первостепенно: дизайн предметов или их функциональность?
— Мне кажется, это не взаимоисключающие вещи. Функциональность тесно связана с тем, что происходит вокруг. Когда вы находитесь в пустыне, вам совсем не хочется жары. В Арктике, наоборот, вы бы от нее не отказались. Для меня очень важно, чтобы функциональность была связана с окружающей действительностью. Пространство должно восполнять ресурсы человека — физические и психологические. Они не идут отдельно друг от друга. Дизайн — про сочетание этих вещей.
— В 80-х вы были участником движения болидистов, в основе архитектуры которых лежали идеи легкости и движения. На чем основаны современная архитектура и дизайн? Каковы их отличительные черты?
— Болидисты предугадали траекторию развития общества, в основе которой лежит постоянная смена изображений. Сейчас это наша реальность. В последние несколько лет мы стоим на пути решения еще одной глобальной проблемы — спасения планеты. В дизайне мы используем экологичные материалы, которые не причиняют вреда природе и могут быть переработаны.
— Что для вас значит «образцовое жилье»? Опишите его.
— Это дом, который сам генерирует энергию с помощью солнечных батарей, люди больше не платят за это. Дом сделан из натуральных материалов: дерево, кирпич, керамика. В нем тепло зимой и прохладно летом. Мне нравятся идеи экологичности, я активно изучаю их. Еще мне представляется гламурный дом с большим количеством предметов искусства и дизайнерских объектов, не только моих, конечно. Я не люблю кухни в стиле хай-тек. Мне больше по душе элегантные кухонные пространства. Мне нравятся камины. Я часто делаю проекты спален с ними, как в эпоху Возрождения. Я люблю большие и широкие кровати, чтобы в них можно было не только спать, но и читать, работать. Гардеробные должны быть в отдельных комнатах, а ванные комнаты такими, чтобы в них можно было по-настоящему расслабиться. Мне нравится постминималистичный стиль: теплый, деревянный, с продуманным сценарием освещения, который мог бы подстроиться под наши ежедневные нужды. Вообще, любой проект — это живой организм. Если модные дизайнеры фокусируются на внешней оболочке, то мы создаем целый организм, продумываем его внешнюю и внутреннюю составляющую. Все это должно гармонично сочетаться между собой.
— Насколько вас интересуют современные технологии и стремитесь ли вы привносить их в свои архитектурные и дизайнерские объекты?
— Сейчас в дизайне интерьеров нельзя обойти стороной технологии автоматизации процессов внутри дома — от кондиционеров до использования солнечной энергии. Технологии повлияли и на то, как мы теперь изготавливаем наши предметы. От серийного производства мы перешли к созданию уникальных вещей. Благодаря гибкости производственных систем мы можем создавать маленькие партии очень качественных, детально проработанных предметов.
— В одном из интервью вы говорили, что итальянский дизайн — это прежде всего мебельная индустрия, которая ценится за способность создавать атмосферу. А какая атмосфера ближе всего вам?
— Атмосфера — это конечный результат сложной цепочки процессов, которые проходит дизайн-проект. Пространство, в котором будет некомфортно, не сможет понравиться. Атмосфера места должна коррелировать с характером людей, которые будут в нем жить или работать. А мебель и другие предметы интерьера помогают связать все воедино.
— Какие города мира кажутся вам наиболее интересными с точки зрения архитектуры и дизайна?
— Если итальянские города смогут в ближайшее время перестроиться и станут гармонично сочетать в себе современность с историей, как это получилось сделать в Милане, то они станут лучшими городами. Их дизайн будет отражать культуру, качество жизни и умение ею наслаждаться. Да и вообще будет повышаться уровень жизни. Я люблю итальянские города не только за то, что они итальянские, но и за сочетание городских удобств и столичного лоска. При этом они не превращаются в неуютные и безликие. В отличие от Нью-Йорка в них есть особая энергетика. Я часто бываю в Майами. В нем, кстати, есть что-то итальянское. Возможно, подход к жизни. Последние проекты, такие как PAMM (Pérez Art Museum Miami,— прим. ред.), ориентированы на экологичность. Мне кажется, примерно те же вещи происходят в Москве. Вы стремитесь озеленить и обновить пространства, которые станут современными как в архитектурном плане, так и в плане наполнения, — они не будут вредить окружающей среде.
— Чему посвящен ваш московский мастер-класс?
— Я люблю разговаривать о личном опыте дизайнера и архитектора в контексте общего направления итальянского дизайна. Обсудим, как генерировать новые идеи и при этом помнить, что их будет использовать большое число людей. А людям всегда было и будет нужно хорошее качество.