Впечатления, 11 окт 2017, 15:30

Все фильмы Дени Вильнёва от лучшего к худшему

Геннадий Устиян о «Бегущем по лезвию 2049» с Райаном Гослингом и других лентах режиссера
Нет такого режиссера, который бы сейчас переживал карьерный подъем как у канадца Дени Вильнёва. После успеха «Убийцы», «Прибытия» и теперь — «Бегущего по лезвию 2049», он переходит в высшую лигу голливудских небожителей, которым можно все.
Читать в полной версии

За 20 лет Вильнёв снял девять фильмов — и ему уже предложили работать над новыми версиями «Клеопатры» и «Дюны».​ 5 октября в прокат вышла картина «Бегущий по лезвию 2049», и по этому случаю мы вспоминаем все остальные работы режиссера.

 

«Бегущий по лезвию 2049» 2017

Филип К. Дик перед смертью в марте 1982 года успел посмотреть 20 минут «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта и сказал, что увидел «отражение моего внутреннего мира». Не сравнивая оба фильма, потому что всегда стоит делать поправку на время, в которое они появились, можно предположить, что о сиквеле Дени Вильнёва автор первоисточника наверняка сказал бы то же самое. С помощью оператора Роджера Дикинса, заслуживающего за свою работу «Оскар», Вильнёв тщательно создает и угрюмый Лос-Анджелес будущего, и заброшенный Лас-Вегас, в котором следы радиации исказили все цвета. Наверное, он вообще единственный сейчас режиссер, способный одновременно не разочаровать поклонников первой картины и предложить по-настоящему современную интерпретацию мира Дика. «Бегущий по лезвию 2049» на первом месте в этом списке — это означает, что Вильнёв находится на высшей точке своей карьеры.

   

«Убийца» 2015

В этом фильме о борьбе с наркотрафиком на мексиканской границе все составляющие кино Вильнёва — выбор между жизнью и смертью, камера британского оператора Роджера Дикинса, музыка исландца Йоханна Йоханссона — достигли кульминации. Кажется, Эмили Блант и Бенисио Дель Торо нигде так не были хороши, еще ни один пейзаж не казался столь враждебным человеку, а сцена въезда в Суарес снята и смонтирована так, что по ней вообще нужно изучать, как снимать кино. Недаром, хотя «Убийца» не был суперхитом (сборы в мировом прокате $84 млн при бюджете $30 млн), это пока единственный фильм Вильнёва, у которого в 2018-м появится продолжение «Солдат». К нему, впрочем, этот режиссер не имеет никакого отношения.

   

«Прибытие» 2016

Самый нетипичный для Вильнёва проект — сайенс-фикшн с пришельцами — режиссер сделал «своим», сконцентрировавшись на личной драме главной героини, лингвиста в исполнении Эми Адамс. Благодаря изучению непознанного человечеством языка ее героиня Луиза приходит к согласию с собой после разрушившей ее жизнь трагедии. Вильнёв, которого вечно беспокоит тема насилия, влекущего за собой следующее насилие, здесь как будто прерывает этот замкнутый круг, но показывает, что помощь может прийти только извне — сам человек, охваченный гневом или горем, этого сделать не в состоянии. Возможно, именно это проявление оптимизма и подкупило Американскую киноакадемию, и Вильнёв номинировался на «Оскар» за лучшую режиссуру — это его первая номинация, в которой он проиграл Дэмиену Шазеллу, автору музыкальной мелодрамы «Ла-Ла Ленд».

   

«Пленницы» 2013

Первый англоязычный фильм Вильнёва поражает и раздутым хронометражом (2,5 часа), и амбициозностью высказывания. Отец похищенной девочки (Хью Джекман) берет на себя функции полицейского (Джейк Джилленхол), которого обвиняет в непрофессионализме, и начинает собственное расследование, которое ведет к еще большему горю и насилию. Режиссер заканчивает фильм открытым финалом, в котором мы должны по выражению лица Джилленхола догадаться, будет ли конец счастливым для всех. За эту недосказанность прощаешь Вильнёву садистскую упоенность, с которой он подробно показывает, что делают с человеком горе и беспомощность.

Фото: kinopoisk.ru
 

«Пожары» 2010

Снятые по одноименной 4-часовой пьесе Важди Муавада, соотечественника Вильнёва ливанского происхождения, «Пожары» рассказывают о детях беженки Нарван, которые получают после ее смерти два письма с наказом найти своих отца и брата. В грубом пересказе это сиквел истории об Эдипе, которую Муавад и Вильнёв заканчивают принятием своей судьбы и прощением. Эта тяжелая картина стала последней в канадском периоде режиссера перед началом работы в Голливуде.

Фото: kinopoisk.ru
 

«Водоворот» 2000

Надпись в начале второго полнометражного фильма Вильнёва, которой он извиняется за следующие события на экране перед всеми норвежцами, сразу придает этой драме черный комедийный оттенок, как и говорящая рыба, лежащая на разделочной доске. Историей о хозяйке сети магазинов одежды Бибиан, которая влюбилась в сына норвежца-шеф-повара, сбитого ею насмерть накануне, режиссер показывает, как насилие запускает порочный круг, из которого невозможно выбраться — во всяком случае, рыба, уже готовая нам сообщить способ это сделать, уносит его с собой в суп.

Фото: kinopoisk.ru
 

«Политех» 2009

После «Водоворота» Вильнёв сделал перерыв на целых девять лет, чтобы вернуться с псевдодокументальной картиной о стрельбе, открытой одним из студентов в Политехническом институте Монреаля в 1989-м. Этот сильный феминистский фильм — известно, что убийца взялся за ружье из ненависти именно к феминисткам — заканчивается репликой беременной героини: «Если у меня будет мальчик, я его научу любить. Если будет девочка — расскажу, что мир принадлежит ей». Вильнёву, фильмы которого принято считать мрачными, тяжелые для восприятия сюжеты нужны, чтобы показать собственный оптимизм.

 

«Враг» 2013

Снятый в том же году, что и гораздо более амбициозные «Пленницы» (и с участием одного из актеров из той картины Джейком Джилленхолом), «Враг» многим кажется «неудобным» фильмом, который зрители хотят поскорее забыть после просмотра. Джилленхол играет и преподавателя истории, и его двойника, малоизвестного актера, которые из-за внешнего сходства проникают в жизнь друг друга с очень неприятными последствиями. Вильнев здесь исследует тайное желание человека зайти на чужую территорию и попытаться хотя бы на время пожить чужой, возможно, более полной жизнью, и жестко показывает, что происходит, когда такое все же возможно.

   

«32 августа на Земле» 1998

Полнометражный дебют Вильнева оказался достаточно хорош, чтобы быть показанным на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд», но все же в нем только намечены темы и приемы, которые режиссер разовьет в более поздних и совершенных своих фильмах. Модель Симона чудом остается жива после автокатастрофы и решает изменить жизнь — уговаривает увлеченного ею приятеля Филлипа сделать ей ребенка, для чего увозит его из шумного Монреаля в пустыню в Юте. Мнимая стабильность человеческой жизни уже тогда интересовала Вильнёва — через почти 20 лет его героиня Робин Райт в «Бегущем по лезвию 2049» спросит репликанта: «Мы ведь все ищем чего-то настоящего, не так ли?»

Фото: kinopoisk.ru