Нью-йоркский МоМА в Париже: ретроспектива не художника, но музея
Новая выставка в Фонде Louis Vuitton собрала более 200 шедевров — Хоппера, Уорхола, Стеллы и другихВыставка хороша по двум причинам. Первая — в мире три главных музея современного искусства — Помпиду, Тейт и МоМA, и если две коллекции оказались в одном городе — это шанс их сравнить: есть ли разница в том, как искусство ХХ века показывают французы и американцы? И те, и другие до последнего времени строили экспозиции по хронологии. И у тех, и у других тот же набор авторов и направлений (абстракционизм, сюрреализм, дадаизм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, минимализм). Но не может же быть, что МоМA, основанный в 1929-м, и Помпиду 1977 года рождения представляют себе историю искусств одинаково? Надо разобраться.
Вторая причина: «Etre Moderne: Le MoMA à Paris» — чудесное место, чтобы представить будущее музеев. Скоро исчезнут залы, в которых направления последовательно сменяют друг друга и история разворачивается стройно и логично. На их месте будут экспозиции, в которых разные виды искусства из разных десятилетий будут вперемешку. Почему? Из-за постколониальной теории. Это актуальное направление культурологии. Оно говорит, что белые гетеросексуальные мужчины, которые столетиями писали историю, многого не замечали — дискриминации, притеснения и проблем меньшинств. А если прислушаться к голосам жителей Африки, женщин и «аутсайдеров», окажется, что они рассказывают много альтернативных версий истории. И их-то теперь и будут пытаться представить музеи.
Да, смотреть на это сначала будет тяжело. Да, неясно будет, зачем разрушать стройный рассказ и устраивать хаос. Но это — на первый взгляд. Потом окажется, что сотни разбросанных кусочков пазлов позволяют собрать более полную и интересную картину мира. При чем тут выставка МоМА в Фонде Louis Vuitton? Она представляет переходный период. В ней залы со стилями все еще расположены «по порядку», но в них уже представлены не только европейцы и американцы (Пикассо, Бранкузи, Климт, Матисс, Арбус, Хоппер, Уорхол, де Кунинг, Стелла), но еще и египтяне, турки и другие традиционно исключенные из нарратива авторы. И инсталляции сосуществуют в одних залах с живописью и компьютерными играми. Так что «Etre Moderne: Le MoMA à Paris» нужно увидеть, чтобы не растеряться в музеях лет через пять, когда экспозиции изменятся до неузнаваемости.