Памятник сверхчеловеку: иммерсивная инсталляция в погребах
Проект Tribute to Master Blender Quest о том, как находить лучшееПочти в полной темноте заходим в погреба с деревянными бочками. Свет выхватывает табличку «11:00». «Каждый день мы собираемся в одиннадцать утра», — говорит голос. Свет теперь на другой табличке: «10 из 10 000». «Только десять из десяти тысяч спиртов подойдут для Paradis Imperial», — продолжает голос. Дальше тяжелые двери открываются, и в следующем зале тебя ждет — нет, не тот самый «парадиз», а крупная, сложной инженерной конструкции инсталляция с роботом, световыми и саунд-эффектами, созданная лондонскими художниками Marshmallow Laser Feast.
Черный робот, напоминающий манипулятор, находится в асимметричной металлической конструкции с инкрустированными в нее кристаллами оргстекла разной формы. Он под довольно тревожную, даже местами паническую музыку начинает кажущееся хаотичным движение, останавливаясь то у одного кристалла, то у другого. Свет, который он бросает на кристалл, отражается на полу и стенах погреба, создает сложной геометрии, с тонкими линиями, изображения. Черный робот что-то ищет, временами его перемещения кажутся хаотичными, истеричными, а потом он будто успокаивается, напав на след. В конце робот останавливается у единственного из многих похожих кристаллов. Квест окончен.
Создана эта арт-инсталляция по заказу Hennessy и установлена в погребах Founder’s Cellar, где хранят самые старые eaux-de-vie компании. И эта мультидисциплинарная инсталляция, получившая название Tribute to Master Blender Quest, — попытка рассказать, кто есть этот master blender (мастер-винодел, мастер ассамбляжа) и в чем же его сложный и постоянный квест, языком современного искусства и новейших технологий. Голос в инсталляции принадлежит Яну Фийю, 50 лет — до нынешнего июля, когда он передал бразды ассамблирования своему племяннику Рено Фийю де Жерону, — служившему мастером-виноделом Hennessy. Именно он встречался с пятью коллегами и двумя учениками ровно в 11 утра в дегустационной комнате каждый день на протяжении многих лет и отбирал лучшие, по их мнению, eaux-de-vie. Именно благодаря ему же появился проект с Marshmallow Laser Feast. Как-то, чуть более двух лет назад, он сказал директору Hennessy Rare Collection Оливии Круан-Джунтини, что поиск лучшего — это нескончаемый и сложный квест, «но объяснить это кому-то совершенно невозможно». «Возможно», — решила Оливия и предложила рассказать это на языке эмоций и искусства. Дальше начался поиск художника, который смог бы воплотить проект в жизнь.
Выбор пал на существующую с 2011 года лондонскую группу Marshmallow Laser Feast, известную проектами в разных жанрах (кинетическая скульптура, видеоарт, перформанс, и т.д.), но неизменно — высокотехнологичными. В объединение входят три художника — Мемо Актен, Робин Макниколас и Эрсин Хан. «Квестом мастера-винодела» в основном занимался последний. «Мы экспериментальное арт-объединение, — рассказывает Хан. — Hennessy обратился к нам с идеей создать иммерсивную световую инсталляцию, но идея менялась и усложнялась в процессе».
В процесс вовлекли полсотни людей, включая специалистов по стеклу, инженеров по свету, саунд-дизайнеров, оптиков, архитекторов… Создать инсталляцию планировали за 40 дней, но растянулось все на два года. «Это было похоже на запуск ракеты, — вспоминает Хан. — Мы провели много исследований, словно пытаясь преодолеть пределы точности. Создание тех же изображений на стенах лучом света требовало точности на наноуровне, но мы думали, что только такая точность подходит проекту. Ведь поиск мастером-виноделом идеального eaux-de-vie сродни передаче данных в современном диджитал-мире. Робот символизирует мастера-винодела, потому что он — что-то вроде сверхчеловека. Ведь наукой до сих пор не объяснены тонкости нашего чувственного восприятия: как на запах или вкус отличить две схожие вещи с одинаковым молекулярным составом?!».
Менялись не только идея и технологии, но и предназначение арт-объекта. «Сначала мы создавали объект с прицелом выставлять его на разных площадках, — рассказывает Хан, — но потом установили его в погреба Founder’s Cellar и поняли: по-настоящему потрясающая комбинация — это наш высокотехнологичный, ультрасовременный объект, находящийся именно в этом хранящем традиции месте. Решили, что он будет всегда находиться тут». И это, конечно, несколько печально, потому что увидеть его могут только те немногие, кто попадет в закрытый для публики и распахивающий свои двери только для важных партнеров, гостей и клиентов Founder’s Cellar. Доступно это удовольствие только редким избранным, примерно десяти из десяти тысяч.