Шампанское и хакатон: из чего состоит правильная арт-ярмарка
В чем залог успеха смотра современного искусства и что ему нужно в первую очередьРасписание любителей современного искусства становится все плотнее. Музей «Гараж» уже обосновался в графике международных коллекционеров и журналистов, пишущих об искусстве. В Москву в конце сентября все приехали ради выставки «Будет ласковый дождь» Такаси Мураками. С 11 октября в Fondation Louis Vuitton показывают коллекцию нью-йоркского MоMA, такое тоже лучше не пропускать. А перед Парижем необходимо заехать на Frieze в Лондон (с 5 по 8 октября), попасть на аукционную неделю современного искусства.
Практически в каждом городе уже есть своя биеннале или ярмарка, поэтому выделиться и привлечь к себе внимание становится все сложнее. На примере viennacontemporary мы решили разобраться, как привлечь к себе правильную публику, галеристов и покупателей.
Расписание
Одна из самых важных задач, которые необходимо решить, — это выбор правильной даты. Например, лондонская Frieze и парижская FIAC, которые раньше шли в октябре прямо друг за другом, подвинулись в календаре, чтобы дать галеристам передышку. В этом году у них будет десять дней между ярмарками, чтобы успеть организовать свой стенд в Гран Пале после Риджентс-парка.
Viennacontemporary проходит во второй половине сентября в венском Marx Halle. В этом году официальные даты — с 21 по 24 сентября. Необходимо придерживаться выбранного временного промежутка, чтобы все заранее понимали, когда должны оказаться у вас. У владельца ярмарки Дмитрия Аксенова и арт-директора Кристины Штейнбрехер-Пфандт получилось выбрать правильные даты, когда после лета сезон только начинается, и после Cosmoscow коллекционеры отправляются к ним.
Параллельные программы
У каждой приличной ярмарки есть «спутники», которые идут в то же время. Страшно представить, сколько маленьких ярмарок проходит одновременно с Art Basel в Базеле или Майами. Есть даже небольшие книжные смотры. Все потому, что в эти даты в город приезжают коллекционеры, которые готовы покупать и открывать для себя что-то новое. А значит, есть шанс, что они зайдут не только на главную ярмарку и приобретут что-то там.
В Вене в этом году прошла пятая ярмарка Parallel Vienna. Здесь на открытии можно встретить много студентов, молодых художников, увидеть набирающие силу галереи, открыть для себя новые имена. Обычно такие ярмарки проходят в очень необычных местах. Parallel Vienna, например, обосновалась в старом здании университета Зигмунда Фрейда. А популярная и сильная ярмарка LISTE в Базеле проходит в здании бывшей пивоварни, где очень легко заблудиться в коридорах и этажах.
Музеи и галереи стараются тоже делать свои открытия во время ярмарки. Galerie Lisa Kandlhofer, основанная молодой венской галеристкой, устраивает ужин с международными гостями, а Музей Леопольда ломится от гостей на открытии выставки Антона Колига. Все это свидетельствует о том, что город и культурные институции считают viennacontemporary важным событием и ориентируются на их даты.
Галереи-участники
Но главное для ярмарки — ее наполнение. Какие бы события вокруг ты не устраивал, люди приезжают ради того, что могут увидеть или приобрести на самой ярмарке. У viennacontemporary в этом плане безупречная идея — они много внимания уделяют восточноевропейскому искусству. Здесь можно увидеть галереи из стран этого региона, которые также участвуют в Art Basel или Frieze, но теряются рядом с Gagosian и White Cube. И мы говорим не о качестве искусства, а именно о силе бренда. В Вене коллекционеры могут внимательно рассмотреть художников у этих восточноевропейских галеристов, опять же открывая для себя новые имена. Но без звезд арт-мира, конечно, тоже сложно привлечь обширное внимание. В этом году в ярмарке участвовала галерея Thaddaeus Ropac. Берлинская галерея Michael Schultz привезла миллионные работы Герхарда Рихтера. Галерея из Дании Mikael Andersen приняла участие в ярмарке в первый раз, ориентируясь на исключительно положительные отзывы. И сразу же привезла работы немецкого художника Гюнтера Форга. И конечно же, на viennacontemporary стоит идти ради главных венских галерей, таких как Galerie Ernst Hilger.
Новшества
Гости различных ярмарок и биеннале, скорее всего, успели много повидать и испытать, особенно в области современного искусства. Удивить их сложно, но здесь ярмарка viennacontemporary сделала необычный ход и организовала Cult Tech хакатон.
Хакатон (Hackathon — от Hacking и Marathon) — встреча IT-команд, в течение которой они за 48 часов должны предложить решение проблем, поставленных заказчиками. Заказчиками VC-хакатона стали крупнейшие культурные институции Вены: Венская Опера, Kunsthistorisches Museum, Wiener Festwochen и сама viennacontemporary. В качестве заказчиков-наблюдателей участвовали Третьяковская галерея и Зальцбургский фестиваль. А гости ярмарки могли наблюдать за презентацией предложенных проектов. Кто знает, может быть, это событие объединит культурных гигантов Вены и молодые IT-дарования, и мы окажемся в новой цифровой эпохе культуры.
Вечеринки, вечеринки и еще раз вечеринки
Расписание коллекционеров плотно забито не только музеями и выставками, но и завтраками с шампанским, посещениями частных коллекций, ужинами галерей и аукционных домов и разнообразными вечеринками. В дни ярмарки Art Basel в Базеле аукционный дом Phillips даже придумал новый формат — Drinks Before Dinner. Когда у тебя в день по три ужина и везде надо успеть, забежать на мероприятие только на коктейль, увидеться с другими коллекционерами и побежать дальше — идеальный вариант. Во время ярмарки viennacontemporary галеристы устраивают свои ужины, ярмарка делает официальные вечеринки открытия и закрытия, да и шампанское в Collector’s Lounge никто не отменял. Вечеринку открытия провели в новом модном баре Krypt. А в последние дни коктейль в честь ярмарки состоялся в отеле Intercontinental — было весьма пьяно и действительно весело. Но все-таки, как спокойный и культурный город, Вена пока оставляет место для дополнительных мероприятий и ужинов.