Все фильмы Даррена Аронофски от лучшего к худшему
Геннадий Устиян о «маме!», «Рестлере», «Черном лебеде» и не только«мама!»
2017
Аронофски, написавший сценарий «мамы!» (именно с маленькой буквы) всего за пять дней, снял идеальный и жесткий фильм об устройстве брака. Дженнифер Лоуренс, встречающаяся с Аронофски в реальной жизни, играет молодую жену знаменитого поэта, и режиссер с первых же кадров, когда актриса просыпается одна в постели и идет искать мужа по огромному дому, показывает начало распада отношений своих героев. Дальше этот семейный кризис будет только нарастать, потому что охладевающий к своей женщине мужчина найдет миллион причин не оставаться с ней наедине.
О «маме!» сложно писать критические отзывы, потому что умный Аронофски уже в самих диалогах сам анализирует реакцию на свой фильм. «Представляешь, они все правильно поняли мою поэму, но по-разному», — говорит счастливый писатель Хавьер Бардем жене, и она осознает, что успех — большее испытание для брака, чем профессиональный кризис. Иногда кажется, что фильм снят женщиной — настолько он стоит на позиции своей героини и показывает происходящее ее глазами, и это комплимент режиссеру. «мама!» — пока самая любимая критиками работа Аронофски; у картины оценка 83 (наивысшая за всю его карьеру) на сайте Metacritic.
«Рестлер»
2008
Фильм, вернувший Микки Рурка в обойму звезд категории «А» после долгих лет съемок в мусоре. За роль рестлера, чья профессиональная вершина в далеком прошлом, актер получил свою единственную номинацию на «Оскар». Аронофски, обычно снимающий сложное кино, над которым нужно думать, вдруг очень просто рассказал историю битого и жизнью, и соперниками на ринге обычного хорошего человека, которых в современном кино, если вспомнить, не так много. «Рестлер» также снят с не свойственным Аронофски «документальным» эффектом, который он, по собственному признанию, подсмотрел у своих кумиров братьев Дарденн.
«Черный лебедь»
2010
Этот драматический триллер, за который Аронофски единственный пока раз номинировался на «Оскар» за режиссуру, всегда попадает во все списки лучших фильмов о балете. Но если брать шире — это один из лучших фильмов о карьере вообще, о том, на какие невидимые окружающим жертвы приходится идти амбициозному человеку, да еще задавленному требовательными родителями, чтобы стать лучшим в своей профессии. Натали Портман работала с разными режиссерами от открывшего ее Люка Бессона до Майка Николса и Милоша Формана, но роль балерины Нины — лучшая в ее карьере, и актриса абсолютно заслужила полученный за нее «Оскар». «Черный лебедь» также и самый прибыльный фильм Аронофски — он принес в мировом прокате $329 млн при бюджете всего $13 млн.
«Реквием по мечте»
2000
Аронофски одним из первых разглядел в Джареде Лето, до того игравшем на телевидении или второстепенные роли в кино, главного героя и пригласил его сыграть наркомана Гарри в одном из самых точных описаний зависимости в истории кино. Режиссер не сводит зависимость к показу жизни асоциальной молодежи — мать Гарри (Эллен Бёрстин номинировалась за эту роль на «Оскар») живет в своем иллюзорном мире из-за таблеток для похудания. Именно второй фильм Аронофски «Реквием по мечте» доказал, что успех дебюта «Пи» был не случайным, и Голливуд завалил перспективного режиссера предложениями.
«Пи»
1998
В своем полнометражном черно-белом дебюте Аронофски уже заявил несколько тем на будущее: история математика Макса (Шон Галлетт), который ищет систему в числах и боится превратиться в обычного посредственного нумеролога — фильм о наваждении, не дающем ему жить полноценной жизнью. Критики писали: «Представьте себе фильм раннего Дэвида Линча, решившего экранизировать статью из научного журнала». Также здесь очевидно отношение Аронофски к религии, споры с которой станут важными в его следующих картинах.
«Ной»
2014
Кассовый рекордсмен Аронофски, собравший в прокате $362 млн, и самый дорогой (бюджет $125 млн), оказался и самым предсказуемым и скучным. Это хорошо сделанный обычный голливудский блокбастер, в котором от авторского почерка режиссера не так много, если не считать самого факта его обращения к библейскому сюжету и героям, только здесь показанным не иносказательно, а «в лоб».
«Фонтан»
2006
После «Реквиема по мечте» Аронофски не снимал целых шесть лет — тем обиднее оказался провал «Фонтана», чье действие происходит в двух эпохах: в наше время ученый Хью Джекман ищет лекарство от рака и возвращается домой к умирающей жене (Рэйчел Вайс — тогдашняя невеста Аронофски), и в XV веке те же актеры играют ищущего в Америке древо жизни конкистадора и королеву Испании. Видно, что это важный фильм для атеиста Аронофски, который ищет смысл в жизни после смерти или в жизни вообще. Но зрители его попытку поговорить на важную тему не оценили — возможно, потому что о них он думал в последнюю очередь. При бюджете $35 млн «Фонтан» оказался главным провалом в карьере Аронофски, принеся в мировом прокате всего $16 млн.