Общее чудо: где встретятся «музыкальные сборные» России и Исландии
В Москве пройдет уникальный интернациональный проект SOUND UP Creative LabВсе знают, что Исландия — очень маленькая страна. В ней живет 340 тыс. человек — больше, чем в Подольске, но меньше, чем в Балашихе. Она такая маленькая, что у исландцев нет фамилий — им достаточно отчеств. Такая маленькая, что в Исландии нет собственной армии и нет железных дорог. Не все знают, но некоторые догадываются, что остров из льда и лавы, зажатый между Арктикой и Атлантикой, — страна волшебная. Не только из-за своей магической природы: из-за зеленых холмов, голубых ледников, парящих гейзеров и вулкана с непроизносимым названием Эйяфьядлайёкюдль. Но и потому что крошечная страна и ее жители время от времени демонстрируют натуральные чудеса, которые удивляют остальной большой мир. В прошлом году такое чудо совершила футбольная сборная Исландии, в которой играли рыбак, работник порта, дворник и режиссер: команда из страны, где 10 месяцев в году лежит снег, вышла в четвертьфинал Чемпионата Европы, победив сборную Англии. Другой феномен, который не первое десятилетие поражает специалистов — это современная исландская музыка.
Слово «современная» здесь лишнее. По сути, никакая другая исландская музыка в мире и не известна. У Исландии, как и у любой страны, есть своя древняя фолк-традиция, идущая от сказаний и саг, но для того, чтобы оценить ее по-настоящему, надо родиться исландцем. В конце XIX века, когда большинство стран Европы переживали взлет национального самосознания и формирование собственных музыкальных школ, в Исландии шли аналогичные процессы, но гораздо медленнее — страна-то почти круглый год под снегом и льдом. Исландия добилась полной независимости от Дании лишь к 1918 году. Своего Дворжака или Чайковского у нее не появилось. О том, что в Исландии есть потрясающая музыка, мир с удивлением узнал в 1988-м году, когда вышел дебютный альбом «Life'sTooGood» альтернативной группы Sugarcubes, на котором айсберги гитарных риффов плавились в раскаленной магме голоса Бьорк. Начав в 1992-м мегауспешную сольную карьеру, экс-вокалистка Sugarcubes, творчеству которой сейчас посвящают музейные выставки, стала флагманом флотилии исландских музыкантов, отправившихся покорять планету.
Сейчас по количеству международно известных групп и музыкантов на душу населения, Исландия — один из мировых чемпионов, у которой есть звезды во всех жанрах: от арт-рока (Sigur Rós) до танцевальной электроники (GusGus) и неоклассики (Оулавюр Арнальдс). Исландия, ежегодно вкладывающая в развитие и поддержку своей музыкальной индустрии около полумиллиона евро, регулярно производит новые поп-сенсации. Одна из последних — любимцы Мика Джаггера Kaleo, которые неожиданно выстрелили со своим тяжелым блюз-роком, присягающим на верность святым американским традициям. (Кстати, 25 ноября они впервые выступят в Москве). В этом году в лайнапе главного исландского музыкального фестиваля Iceland Airwaves, на который съезжаются туристы со всего света, около 130 имен, и только пятая часть из них не исландцы. Статистика говорит, что каждый 10-й исландец написал и опубликовал книгу, так вот, есть подозрение, что музыкантов в этой стране не меньше, чем писателей.
Неудивительно, что организаторы серии нестандартных концертов SOUND UP для премьеры своего нового формата Creative Lab выбрали именно музыкантов из Исландии. Что такое SOUND UP Creative Lab? Это как матч между музыкальной сборной Исландии и сборной России, только в нем нет проигравших. Две команды музыкантов полтора месяца готовили совместную концертную программу и 1 сентября представят ее в пространстве Lexus Dome, а после премьеры она может зажить отдельной гастрольной жизнью.
Капитан исландской «сборной» — Хогни Эгилссон, которого российские меломаны помнят как самого статного и мужественного красавца-певца из GusGus. На самом деле, в нежно любимых в России GusGus Хогни Эгилссон появился на правах приглашенной звезды.
Его собственная группа Hjaltalín в Исландии даже популярнее, чем GusGus. В Hjaltalín певец, гитарист и композитор записывает утонченные песни, которые становятся хитами, но, кроме того, недавно он завел экспериментальный электронный проект, в котором сталкивает темный индастриал-звук и возвышенный вокал. Кстати, у Хогни Эгилссона особое отношение и интерес к России, ведь его дедушка был главным редактором большого исландско-русского словаря.
Вместе с фронтменом Hjaltalín в Москву летит Гида Вальтисдоттир — одна из основательниц известной исландской пост-рок-группы múm, а кроме того, она певица и виолончелистка, которая на недавно вышедшем дебютном сольном альбоме «Epicycle» ищет пути сближения академической музыки с электроникой и фолком. У Гиды Вальтисдоттир тоже есть неоспоримая связь с Россией: из-за своей любви к русской классике она училась в Санкт-Петербургской Консерватории. Третий участник исландской команды — скрипач Виктор Орри Орнасон, коллега Хогни Эгилссона по группе Hjaltalín и востребованный оркестровщик, который работал с большим количеством звезд неоклассики, от Оулавюра Арналдса до Нильса Фрама.
Россию в проекте SOUND UP CreativeLab представляют яркие музыканты, которые сделали себя имя за рубежом. Получивший крепкую выучку в Академии имени Гнесиных, певец и пианист Антон Севидов, лидер Tesla Boy, одной из самых известных за границей российских групп нового века. У любимицы The New Yorker и The Quietus Кати Шилоносовой, только что вернувшейся из североамериканской гастроли, большой опыт участия в международных творческих лабораториях. Электронный продюсер Андрей Антонец вместе с Ильей Лагутенко делал проект «Кета», а под собственным псевдонимом Oid выпустил десятки релизов на европейских электронных лейблах. У каждого из музыкантов, которые встретятся на SOUND UP CreativeLab, своя биография и свой творческий путь, но между ними много общего, как и у маленькой Исландии и огромной России. 1 сентября их умения, таланты, вкусы и взгляды сплетутся в единое музыкальное произведение — и это будет первое совместное исландско-русское чудо.