Впечатления, 03 авг 2017, 11:00

10 лучших фильмов по Стивену Кингу

Геннадий Устиян о главных экранизациях его книг — от «Мизери» до «Побега из Шоушенка»
Кинонаследие Кинга не проанализировать в одной статье: по его книгам снято 238 фильмов и сериалов, и в 2017-м к ним добавились «Темная башня» (в прокате с 3 августа), «Мистер Мерседес», «Мгла» и ремейк «Оно». Но эти 10 лент стоит увидеть в первую очередь.
Читать в полной версии
Фото: kinopoisk.ru

«Побег из Шоушенка» (1994)

У фильма Фрэнка Дарабонта интересная судьба. Выйдя в один год с «Криминальным чтивом» Тарантино и «Форрестом Гампом» Земекиса, «Побег из Шоушенка» номинировался на целых семь «Оскаров», проиграл во всех номинациях более удачливым конкурентам, но взял реванш позже, когда на два десятилетия занял первое место в списке лучших фильмов в истории кино по мнению читателей IMDb («Криминальное чтиво» на 7-м, «Форрест Гамп» — на 12-м). История годами крепнущей в тюрьме дружбы двух уголовников за прошедшие десятилетия нисколько не утратила своей мощи, популярности и значения — когда Барак Обама и его вице-президент Джо Байден покинули свои посты, интернет прокомментировал их уход мемами как раз из финала «Побега из Шоушенка».

   

«Сияние» (1980)

Сам Кинг, для которого эта экранизация была лишь второй в жизни, не любит фильм Стэнли Кубрика по понятной причине — в его романе психическое расстройство главного героя показано с точки зрения наблюдающих за ним жены и сына. Конечно, сделав Джека Торренса и объектом, и субъектом сюжета, Кубрик сместил акценты кинговской истории, но то, как показан зловещий отель, на десятилетия повлияет на режиссеров хоррор-жанра, которые ищут угрозу в повседневном. Благодаря Кубрику трэшевый материал превратился в произведение искусства, и именно этого очень не хватает в бесконечных «лунатиках», «давилках» и «худеющих», позже снятых другими постановщиками, которые способствовали тому, что Кинга стали считать мастером чистой эксплуатации.

   

«Мизери» (1990)

Писательские фобии — одна из главных тем в книгах Кинга, от «Тайного окна» до «1408». Но нигде зависимость беззащитного писателя от вкусов агрессивного и требовательного читателя — в данном случае напористой психопатки Энни Уилкс в исполнении Кэти Бэйтс — не показана так буквально. Бэйтс за эту роль получила заслуженный «Оскар» и стала звездой.

   

«Останься со мной» (1986)

Как и «Мизери», эта подростковая драма снята Робом Райнером, и Кинг настолько остался доволен результатом, что называл режиссера лучшим интерпретатором своих произведений. В случае с «Останься со мной» попасть в интонацию было особенно сложно — это одна из самых личных книг Кинга о собственном детстве и, соответственно, одна из наименее кровожадных.

Кадр из фильма «Останься со мной», 1986 (Фото: kinopoisk.ru)
   

«Кэрри» (1976)

Брайан Де Пальма первым экранизировал произведение Кинга. История о девочке с телекинетическими способностями, отомстившей школьным обидчикам, сразу заявила наперед любимую тему писателя — легкое смещение реальности, позволяющее посмотреть на нее по-новому. Исполнительница заглавной роли Сисси Спейсек стала звездой, а сама «Кэрри» — одним из главных фильмов 1970-х и — шире — об ужасах подросткового возраста и детской жестокости.

   

«Долорес Клейборн» (1995)

Детектив о дочери, с детства подсознательно ненавидевшей мать после смерти отца, явно был снят по следам успеха «Мизери» — даже главную роль сыграла та же Кэти Бэйтс. Но у «Долорес Клейборн» есть и свои достоинства. Загнанная вглубь детская травма может испортить всю жизнь, и ее рано или поздно можно исправить только правдивым признанием, каким бы ужасным оно ни было. Дженнифер Джейсон Ли, сыгравшая дочь заглавной героини, проходит здесь путь от презрения к забитой матери-провинциалки до сочувствия — трансформацию, которую редко встретишь в жанровом кино. Это крепкая драма об униженных женщинах, которых от печальной участи не спасают ни дети, ни деньги.

   

«Мертвая зона» (1983)

Кингу везло с режиссерами-авторами. Фильмы по его произведениям снимали Стэнли Кубрик, Роб Райнер, Фрэнк Дарабонт, Брайан Де Пальма и Брайан Сингер. Но, наверное, ни один из них не был тематически так близок писателю, как Дэвид Кроненберг, снявший этот триллер о преподавателе (Кристофер Уокен), который просыпается после пятилетней комы и осознает, что способен видеть будущее. Лучше всего о «Мертвой зоне» написал главный критик Америки Роджер Эберт, сравнивший ее с «Ребенком Розмари» и «Изгоняющим дьявола»: «Фильм о сверхъестественном бывает хорошим, только когда зритель забывает, что смотрит фильм о сверхъестественном».

   

«Способный ученик» (1998)

После своего прорыва с фильмом «Подозрительные лица» и перед запуском «Людей Икс» Брайан Сингер снял этот триллер практически на двух актеров. Американский школьник начинает подозревать, что сосед — избежавший наказания нацистский преступник. Но и Кинг, и Сингер гораздо сложнее и умнее, чтобы просто рассказать очередную историю о справедливости возмездия. Наоборот, это жуткая история о том, что фашизм живуч и поджидает жертву в тихом мирном пригороде с приветливыми, законопослушными и толерантными гражданами.

Кадр из фильма «Способный ученик», 1998 (Фото: kinopoisk.ru)
   

«Мгла» (2007)

История о запертой из-за смертоносного тумана в супермаркете компании людей, которые никак не могут договориться между собой, получилась больше социальной аллегорией, чем страшным хоррором. В данном случае это хорошо, учитывая, сколько средних хорроров снято по Кингу.

   

«Зеленая миля» (1999)

Уже третий, помимо «Побега из Шоушенка» и «Мглы», фильм по Кингу, снятый Фрэнком Дарабонтом, оказался самым кассово успешным. Здесь писатель, а за ним и режиссер задумываются над тем, может ли исцеляющая людей способность перевесить преступления, совершенные обладателем этого таланта. И тут же  отвечают положительно — как только эта способность может помочь близкому вам человеку. Эта история собрала в мировом прокате $286 млн — больше, чем любой другой фильм по Кингу.