«Архстояние-2017»: гид по новым объектам фестиваля лэнд-арта
Вилла из заборных плит, кибитка XXI века и конура как укрытие в Никола-ЛенивцеТемой летнего «Архстояния-2017» стала фраза «Как жить?». Авторам новых объектов, появившихся на территории Никола-Ленивца, было предложено ответить на этот вопрос и представить свое видение минимального пространства для жизни. «РБК Стиль» посмотрел, что из этого получилось.
«Вилла ПО-2» Александра Бродского
Инсталляция «Вилла ПО-2» — предисловие к появлению маленького домика с таким же названием, который скоро будет построен неподалеку. Компактная снаружи вилла состоит из бетонных заборных плит ПО-2, а внутри полностью деревянная. Это гостевой дом, в котором, несмотря на его размеры, могут одновременно разместиться десять человек.
«Жить нужно компактно. Что касается меня, мое минимальное пространство для жизни — дачный дом размером 4 на 6 метров. Для «Архстояния» я задумывал небольшой, компактный жилой домик, построенный из старых бетонных заборов, которые знакомы каждому городскому жителю. В таком домике можно было бы жить. Но было решено, что домик появится позже, а пока это будет арт-объект из бетонных заборов, на который просто нужно смотреть с разных сторон».
«Кибитка 32 053» Юрия Муравицкого и Рустама Керимова (архитектурное бюро А-ГА)
Объект представляет собой одновременно и сцену, и полноценную жилую ячейку, построенную на основе модели автобуса ПАЗ-3205. С помощью системы занавесов и специального освещения жилой модуль становится сценой для игры актеров и может быть трансформирован обратно в жилой дом. Актерам больше не нужно возвращаться домой, и сама их жизнь протекает на сцене.
— Что для вас значит образ кибитки в XXI веке?
— В первую очередь — постоянное, непрекращающееся движение. Не только перемещение в пространстве, но и внутренний процесс, который не останавливается. Если раньше говорили «движение — жизнь», то сейчас правильнее сказать «остановка — смерть». Самое интересное сейчас — это не представление, которое показывают актеры, а их жизнь и процесс создания этого представления. Это не хорошо и не плохо, это просто так. Настоящий процесс интереснее, чем что-то созданное искусственно.
— Какие ассоциации у вас возникают в первую очередь со словосочетанием «как жить»?
— «Что делать» и «кто виноват». Вообще, это актуальный вопрос. Каждый раз открываешь Facebook, читаешь новости или смотришь что-то и задаешься вопросом, как теперь с этим жить. Ну и конечно этот вопрос — «как жить» — возникает, когда становится ясно, что жить так, как раньше, так, как мы привыкли жить до этого, становится невозможно.
— Каково лично ваше минимальное пространство для жизни?
— Наверное, это купе в железнодорожном вагоне.
— Расскажите об объекте, который вы создали для «Архстояния». Как зрители будут с ним взаимодействовать?
— Идея объекта, если вкратце — это жизнь как театр или театр жизни. С появлением новых технологий наша жизнь становится все более публичной. Необходимо как-то перестраиваться — привыкать к этому. Сегодня я зритель, а в следующую секунду актер. Во время фестиваля зрители будут собственно зрителями в этом театре — смогут наблюдать за течением жизни в «Кибитке» 24 часа в сутки, но потом — после фестиваля — они сами смогут поселиться в этом пространстве, стать актерами и объектом наблюдения, выбирать, что они готовы вынести на зрителя, а что хотят скрыть. Там есть занавес, и когда его открывать, а когда закрывать, каждый решает сам.
«Штаб» арт-группы «Алыча»
Изначально была идея создания спрятанного от всех скейт-спота, штаба, куда можно приезжать кататься, общаться и отключаться от всего лишнего. За основу взяли простую форму — мини-рампу и пересекли ее объем с пространством для жизни.
— Какие ассоциации у вас возникают в первую очередь со словосочетанием «как жить»?
— Ассоциация — большая, толстая книга с заголовком «Как жить?», в которой собраны мудрые высказывания о жизни со всех стран мира.
— Каково лично ваше минимальное пространство для жизни?
— Это может быть небольшая комната, главное чтобы в ней были люди, близкие по духу.
— Расскажите о своем объекте, который вы создали для «Архстояния».
— Изначально у нас была мечта создать вдалеке от города свой собственный спот, о котором знали бы только мы, куда можно приехать отдохнуть и отключиться от всего. Несколько лет подряд мы даже снимали на летний сезон дома недалеко от Москвы. И вот нам представилась возможность использовать этот бесценный опыт на просторах Никола-Ленивца. Перед нами стояла задача — уместить скейтбординг и жизнь в минимальное пространство. За основу мы взяли самую простую фигуру — мини-рампу, относительно которой выстроили дом. Для придания архитектурного облика и объединения функций жизни и скейтбординга мы воспользовались опытом конструктивистов. Что из этого вышло, вы можете посмотреть на фестивале.
— Как зрителям правильно взаимодействовать с объектом?
— В доме можно подниматься и спускаться с лестницы, можно поспать внутри, сходить в душ. В общем-то, как и в любом жилом помещении. Ну и конечно покататься на скейте.
«Дом с люстрой» архитектурного бюро «ХВОЯ»
Главным элементом дома является люстра. Она светит как внутрь здания, так и наружу. Всем прохожим видно, что внутри уютно, но при этом жизнь обитателей полностью скрыта от глаз посторонних. Дом освещается верхним светом или люстрой в темное время суток.
— Какие ассоциации у вас возникают в первую очередь со словосочетанием «как жить»?
— Ассоциации такие: «как жить хотелось бы?..», «как жить следовало бы?..», «как жить можно было бы?..». Получается, архитектор своим творчеством решает тот же вопрос, что и каждый человек решает самой своей жизнью.
— Почему именно люстру вы сделали главным элементом своего объекта?
— Не представляю, что еще можно было бы подвесить на ее место.
— Насколько для вас важно, чтобы внутренняя жизнь обитателей дома была скрыта от посторонних глаз?
— В принципе мы не считаем, что внутренняя жизнь обитателей любого дома должна быть скрыта от посторонних глаз. Однако в данном случае суть архитектурного замысла заключается именно в сопоставлении видимого и скрытого. На основании этого сопоставления возникают и художественные эффекты, и необычные сценарии жизни в доме.
— Какое лично ваше минимальное пространство для жизни?
— Любой сотрудник бюро «ХВОЯ» смог бы жить в «Доме с люстрой».
— Как зрителям правильно взаимодействовать с вашим объектом?
— Механизм взаимодействия традиционен: хозяин использует дом как пространство для жизни, прохожий воспринимает дом как объемно-пространственную композицию. Хозяин и прохожий не видят друг друга, но оба видят люстру, и за счет этого опосредованно взаимодействуют друг с другом.
«Конура» Виктории Чупахиной
«Конура» — проект о комфортном и естественном укрытии для человека и животного. Но в данном случае речь идет о конуре, собранной из натуральных материалов: веток и мягкой собачьей шерсти. В ней человек и животное смогли бы укрыться от агрессивного мира вместе. В теплом шерстяном шаре.
— Почему вы решили создать объект-укрытие?
— Потому что для меня сам дом — это укрытие, как собачья будка. Животному и человеку, его оберегающему, необходимо прятаться, и лучшим на мой взгляд выходом оказывается обособленное проживание в лесу в подобном объекте.
— Расскажите о своем объекте. Как зритель сможет взаимодействовать с ним?
— Если у зрителя есть питомец, то он сможет залезть с ним внутрь шара и оценить степень комфорта данного «жилья».
— Какие ассоциации у вас возникают в первую очередь со словосочетанием «как жить»?
— На этот вопрос сразу хочется ответить что-то вроде «спасать, бежать и прятаться». Потому что и никуда от этого не уйти, как бы не хотелось на поле искусства говорить только об искусстве. Государственная Дума сейчас откладывает рассмотрение закона о защите животных в долгий ящик, хотя, казалось бы, как просто принять тот факт, что люди должны защищать животных и дать этому факту выход в реальность на законодательном уровне. Поэтому остается «спасать, бежать и прятаться».
— Каково лично ваше минимальное пространство для жизни?
— Я думаю, это комната. И выход во двор.