Что общего у кофе и современного искусства?
Главное о растущей арт-коллекции, доступной каждомуСовременное искусство год за годом все глубже проникает в повседневную жизнь людей. Это происходит и благодаря многочисленным активностям компаний из совершенно разных сфер — от автомобилестроения до общепита. Модные марки, к примеру, организуют свои фонды, в которых с завидной периодичностью открываются выставки не только молодых, но и уже признанных художников. У Prada есть Fondazione Prada в Милане, построенный на месте индустриального квартала архитектурным бюро Рема Колхаса. У Louis Vuitton — здание-цветок Фрэнка Гэри в булонском лесу. В 2019 году Франсуа Пино, глава компании Kering, в которую входят Gucci, Saint Laurent, Bottega Veneta и другие, откроет новое пространство для экспонирования современного искусства в здании парижской биржи, атриум и внутренние помещения которой модернизировал японский архитектор Тадао Андо. BMW c 1975 года в рамках проекта Art Car регулярно отдавала в качестве своеобразного холста современным художникам свои автомобили.
Интересный проект, соединивший в себе искусство, дизайн и стремление сделать повседневную жизнь красивее, есть и у illycaffè — итальянского производителя высококачественного кофе, известного с 1933 года. А с 1992-го в рамках проекта illy art collection для создания необычной кофейной пары приглашаются самые известные художники: за четверть века его существования среди более чем сотни участников оказались Аниш Капур, Йоко Оно, Даниэль Бюрен, Роберт Раушенберг, Джефф Кунс и другие. Дизайн знаменитой чашки для эспрессо с характерной объемной ручкой, напоминающей пончик, был создан в 1991 году архитектором Маттео Туном. Чашки настолько понравились посетителям кафе по всему миру, что каждую смену рестораторы обнаруживали пропажу части из них.
Чтобы заинтересовать всех, кому форма новых чашек показалась настолько привлекательной, что непременно захотелось унести их с собой, внук основателя illycaffè Андреа Илли придумал интересный ход — стал приглашать известных художников к сотрудничеству и выпускать кофейные пары для эспрессо и капучино ограниченным тиражом (позднее художники также начали работать и над жестяными упаковками молотого кофе). При этом проект оказался настолько масштабным и заметным, что все художники работают над ним бесплатно.
Чтобы отметить 25-летие illy art collection, в Венеции в день открытия 57-й Биеннале современного искусства была представлена выставка Роберта Уилсона «БЛЮДЦЕ С ЛОЖКОЙ УБЕЖАЛИ! Все, что вы можете себе представить — правда», которая продлилась два с половиной месяца. Она выглядела как своеобразное путешествие через семь пространств, настоящие сказочные миры, каждый из которых наполнен визуальными и эмоциональными образами, а также населен животными: здесь оказались сибирский тигр в лесу, будто взятый с картин Иеронима Босха, механические кролики внутри старинных интерьеров, волки и действующие вулканы, краны и обезьяны в белом саду, элегантная пантера и неожиданный финал «Wunderkammer», — и все арт-объекты посвящены культовой чашке illy (официальный импортер illy в России — компания Lenmix).