Трансформеры и асимметрия: high jewellery в Париже
Чем запомнились новые коллекции высокого ювелирного искусстваНовые трансформеры
Идея украшения-трансформера сама по себе не нова и довольно широко используется в высоком ювелирном искусстве. Колье, которое меняет длину и распадается на пару браслетов, равно как и его подвеска, превращающаяся в брошь, всегда выглядят интереснее и оригинальнее традиционной скучной парюры. Но на этот раз ювелиры поразили совсем уж необычными метаморфозами. Клер Шуан из Boucheron придумала семичастное ожерелье в виде огромной снежинки из горного хрусталя и бриллиантов, от которого можно отстегнуть кольцо, серьги, три украшения для волос, брошь и фибулу.
Превращения стали основным сюжетом коллекции Le Secret Van Cleef & Arpels. Хорошо знакомая брошь-балерина оборачивается лебедем, звенья браслета складываются гармошкой и образуют кольцо, в крупном кольце Séraphîta можно переставить центральную часть — на место синего мадагаскарского сапфира встает бриллиант, — а в выгравированном на обратной стороне кольца секретном послании меняется смысл.
Технически сложную, но эффектную трансформацию придумали мастера Cartier: чешуйки, из которых сложен браслет Eurythmie, могут поворачиваться разными сторонами — то «дневной» из бриллиантового паве, то «ночной» из лазурита. Хитроумная конструкция позволяет изменять и закреплять их одним движением руки.
Еще одна популярная метаморфоза — крупные драгоценные камни, которые можно прикрепить к колье или, наоборот, снять и убрать в сейф. Chopard и Chaumet предлагают съемные изумруды, а Messika — бесцветный бриллиант огранки «груша».
Необычные материалы
Принцип «высокому ювелирному искусству — благородные драгоценные материалы» больше не работает, во всяком случае, далеко не для всех. Ювелиры экспериментируют, открывая для себя (и для нас) новые материалы. Джампьеро Бодино впервые обратился к титану, Chopard и Сюзан Сиз — к алюминию (он лучше подвержен окрашиванию), Виктуар де Кастеллан использовала горный хрусталь, Синди Чао — серебро, а Клер Шуан из Boucheron — древесину осины, предварительно покрытую патиной. В кольце Cartier сияет фантазийно-черный грушевидный бриллиант, нечастый гость в геммологическом собрании французской марки.
Асимметричные серьги
Этой тенденции тоже не один год, но в последних коллекциях high jewellery наблюдается бум на непарные серьги. Кроме того, они появились у самых «правильных» и традиционных ювелиров, которые прежде себе такого не позволяли, например, у Chaumet (серьги с сапфирами разных оттенков) или у Piaget (разной формы). Рекордсменом в этом виде творчества является Виктуар де Кастеллан: в коллекции Dior à Versailles — Coté Jardins из 16 пар серег ни одна не является симметричной. «Они не женаты, просто ходят парами», — шутит дизайнер Dior Joaillerie.
Миллениалы
Две предыдущие тенденции адресованы прежде всего молодой аудитории, кому наскучили традиционные представления и правильная симметрия — впрочем, совсем отказываться от бриллиантов они не спешат. В рамках высокой коллекции Flying Cloud Chanel представила вполне бюджетный сет Sailor Suit с «пуговицами»: серьги-каффы стоят €42 тыс., а колье — €110 тыс. Hermès пополнила коллекцию Chaine d'Ancre Punk новыми молодежными браслетами и рокерскими колье с цепями и булавками. Дом Bulgari представил коллекцию high jewellery в Венеции, а в Париже устроил киновечеринку в Galeries Lafayette: ее главными героями стали покрытый золотой керамикой стаканчик попкорна и подвеска Diva из нежного розового опала с бриллиантами.
Горный хрусталь
Если для Виктуар де Кастеллан из Dior горный хрусталь в новинку, то для Клер Шуан из Boucheron он давно стал одним из опорных материалов, позволяющим передать игру света. В этом высоком ювелирном сезоне поработать с хрусталем решил Джампьеро Бодино: прозрачные шарики лучше бриллиантов имитируют пузырьки воздуха, растворенные в водной стихии Mediterraneo. У Cartier есть опыт работы с твердым горным хрусталем: в 1930-м в парижском отделении ювелирного дома были созданы браслеты из платины, бриллиантов старой огранки, полудисков и бусин из горного хрусталя. Американская актриса Глория Суонсон приобрела два таких браслета и снялась в них в фильмах «Прекрасное понимание» (1933) и «Сансет бульвар» (1950). Графичный браслет Twisting Light из нынешнего высокого собрания Resonances de Cartier отдаленно напоминает украшение 85-летней давности.
Изумруды
Зеленый камень, в полный голос заявивший о себе в прошлом году, по-прежнему владеет умами ювелирных дизайнеров. Более года Каролина Шойфеле искала 11 колумбийских изумрудов (весом более 100 каратов) для уникального колье. Chaumet посвятили изумрудам английский сет Pastorale Anglaise: в колье — колумбийский камень весом 28,98 карата, сертифицированный добывающей компанией Muzo, а также 30 кабошонов замбийских изумрудов. Кольцо украшает изумруд Muzo в 11,74 карата, в серьгах общий вес колумбийских изумрудов составляет почти семь каратов. Немало изумрудов в коллекции Resonances de Cartier: самый впечатляющий из них — 140-каратный кабошон в трансформере Hyperbole, который легко превращается из колье в диадему и обратно.