Искусство и молодость: о важности случая и удачи в арт-бизнесе
Интервью с основателями галереи OsnovaЗа галереей Osnova, которая уже три года работает на «Винзаводе» и регулярно открывает одни из самых ярких выставок в этом арт-пространстве, стоят Алена Курмашева и Дмитрий Ветров. В преддверии новой выставки «CODE» группы бразильских художников, «РБК Стиль» встретился с галеристами, чтобы узнать об их пути в мире современного искусства, а также о том, можно ли в Москве заработать на российских и международных художниках.
— Откуда вообще берется желание открыть галерею современного искусства? Наверное, об этом не мечтают с детства, да и вложений финансовых она требует серьезных.
—Алена: Когда я еще училась на третьем курсе экономического факультета РАНХиГС, то устроилась работать ассистентом в галерею. Мне стал интересен механизм ее работы и продвижения, поэтому тему дипломной работы выбрала соответствующую — «Работа коммерческой арт-галереи». Мне кажется, до меня эта тема на факультете никого не интересовала. После окончания университета мне захотелось уже на практике применить все полученные знания. Объединившись с Димой, мы создали свой первый онлайн-проект.
— Дмитрий: Он больше ориентировался на западную аудиторию: в рамках этого своеобразного pop-up-проекта мы ездили на международные ярмарки-сателлиты крупных и известных ярмарок в мире искусства (к примеру, SLICK в Париже, которая шла одновременно с FIAC). Вплоть до 2014 года мы приняли участие в более чем десяти подобных ярмарках. Конечно, гладким и легким наш путь назвать нельзя: какие-то из них были успешными, другие — провальными. Но в целом участие в них позволяло поддерживать нашу арт-деятельность. Потом, мы были еще очень молодыми, и даже если ничего особо не удавалось заработать на одной из них, то мы как минимум получали удовольствие от того, что видели новый город, встречались с людьми, изучали мир современного искусства. Мы работали сами на себя, не было необходимости содержать персонал, платить аренду и так далее.
— Алена: Но жить постоянно в таких условиях нам не хотелось, нужно было думать о развитии, росте — и мы решили открыть постоянную площадку, хотя время тогда, три года назад, было, возможно, и не самое благоприятное. Многие старожилы галерейного дела начали говорить, что закрывают свои пространства и начинают искать новые формы ведения бизнеса.
В какой-то момент мы случайно увидели новость о том, что галерея «Гринберг» уходит с «Винзавода», тогда мы решили объединить накопленные знания и опыт и занять это прекрасное пространство.
—Вас не пугало то, что российские галеристы первой и второй волны (1990-2000-х годов) то и дело говорили, что у нас нет рынка, а само количество платежеспособных и активных коллекционеров чрезвычайно мало? По их словам, работа с современным искусством в Москве — это постоянные инвестиции с минимальной, если вообще какой-то отдачей.
— Дмитрий: Из-за того что у нас был онлайн-проект и контакты с европейскими коллекционерами, с которыми мы продолжали сотрудничать, продажи все равно происходили. Одни художники, более коммерчески успешные или раскрученные, позволяют фактически делать, скажем так, более некоммерческие выставки или же помогать начинающим, пока малоизвестным художникам.
Галерее еще важно создавать правильный баланс между так называемым «интерьерным» искусством, которое с легкостью после покупки можно поместить на стену или поставить на полку, и тем, которое делает галерее определенное имя в среде, привлекает профессиональную прессу и внимание рынка в целом. Количество сильных некоммерческих проектов также является важным фактором при уточнении статуса галереи и на международном рынке, особенно когда подаешь заявку на участие в известной и престижной ярмарке современного искусства.
— Вам сейчас интересно участие в подобных?
—Алена: В конце августа мы едем на ярмарку Code Art Fair в Копенгаген, где с нами участвуют известные галереи, например Perrotin, Continua, König. В арт-мире всегда нужно очень грамотно выстаивать свою политику: следить за «чистотой», за тем, где, как, что и с кем ты выставляешь.
— Что нужно сейчас молодому художнику, чтобы его заметили, а галерея начала с ним работать?
— Алена: Мне кажется, если нет личного контакта, то ничего не получится. Галеристу с художником и художнику с галеристом должно быть приятно работать. Возможно, эта работа не будет легкой, но точно не должна раздражать.
— Дмитрий: Вообще сначала, конечно, нужно увидеть портфолио, посмотреть, в каких выставках художник принимал участие. Бывает, что художника галеристу может предложить куратор с какими-то наметками или же уже готовым проектом, который им хотелось бы реализовать. Тут нужно верить своему чутью, можно еще полагаться на опыт куратора. К примеру, для первой выставки Дуни Захаровой в качестве куратора выступил ее хороший друг и уже известный во всем мире художник Евгений Антуфьев. Несмотря на то, что у Дуни не было серьезного послужного списка с выставками, нам очень понравились объекты, которые она делает, и выставку мы провели. В январе этого года в стенах нашей галереи у нее уже состоялась вторая персональная выставка.
Также важно понять, насколько художник серьезно относится к своей карьере, будет ли он активно ее продолжать через три года, пять, десять лет, или бросит, наигравшись через год. Сейчас от художника требуется поддерживать определенный интерес к себе, не пропадать из информационного поля, активно вести соцсети и принимать участие в жизни арт-сообщества. Разумеется, галерея всегда помогает своим художникам, но в первую очередь необходимы желание и инициатива с их стороны.
— В своей галерее вы выставляете не только российских, но и зарубежных художников. Это помогает держать баланс в финансовом плане? Работы международных авторов лучше продаются?
— Дмитрий: Не совсем так, скорее это стратегия галереи. Нам никогда не хотелось ограничивать себя только одним направлением или медиа, так и в плане страны, мы представляем авторов, с которыми нам интересно работать — и российских, и зарубежных художников. Международный диалог помогает держать баланс, мы не хотим быть локальной галереей, нам важно поддерживать диалог с внешним миром.
— Расскажите, пожалуйста, о новой выставке, открывшейся 27 июня.
— Алена: Проект с участием бразильских художников мы обсуждали довольно давно, это результат нашей дружбы и совместной работы с несколькими авторами. У нас не было глобальных планов по исследованию региона, скорее нам интересен каждый из них в отдельности. То, чем они занимаются, отражает стилистику галереи, они очень близки нам, используют один с нами визуальный код.