Впечатления, 21 июн 2017, 08:00

10 фильмов ММКФ, которые нужно увидеть даже самым занятым

Ради каких картин стоит отложить все дела и купить билет на показ
22 июня начался Московский международный кинофестиваль — одно из главных кинособытий года в России. Внимательно изучив программу, «РБК Стиль» выбрал 10 фильмов, ради которых стоит отложить все дела.
Читать в полной версии

«Мешок без дна» Рустама Хамдамова

В ролях: Светлана Немоляева, Анна Михалкова, Кирилл Плетнёв

Основной конкурс

В этом году в основном конкурсе ММКФ участвуют 13 картин, три из которых — российские. Одна из них, «Мешок без дна», снята Рустамом Хамдамовым, режиссером и первым российским художником, чьи работы при жизни были приняты в современную коллекцию Эрмитажа. Хамдамов создавал костюмы для «Нечаянных радостей» и «Щелкунчика и Крысиного короля» Андрея Кончаловского, а сценарист Тонино Гуэрра однажды назвал его «человеком великой тайны». В основу черно-белого «Мешка без дна» легла новелла Рюноскэ Акутагавы «В чаще», по которой был снят еще один великий фильм — «Расёмон» Акиры Куросавы. Но в фильме Хамдамова действие происходит во время правления русского императора Александра II, а история с убийством самурая превращается в рассказанную придворной фрейлиной сказку о мистическом убийстве царевича. Тем, кто смотрел шедевр Куросавы, наверняка будет интересно сравнить эти картины, остальные же определенно оценят оригинальный визуальный язык Хамдамова.

Фото: 39.moscowfilmfestival.ru
   

«Купи меня» Вадима Перельмана

В ролях: Светлана Устинова, Анна Адамович, Иван Добронравов

Основной конкурс

Любопытный проект, осуществленный украинским режиссером Вадимом Перельманом, уехавшим на Запад и снявшим в своем трижды номинированном на «Оскара» «Доме из песка и тумана» Бена Кингсли и Дженнифер Коннелли, и сильной продюсерской команды, в которую вошли Александр Агеев (сериал «Измены», «Шапито-шоу»), Вячеслав Дусмухаметов («Интерны») и Федор Бондарчук (в лишних представлениях не нуждается). Фильм исследует жажду успеха, движущую многими современными женщинами. Катя, девушка из хорошей семьи, меняет обучение в Париже на модельную карьеру в Эмиратах — и это решение влечет за собой множество последствий, далеко не всегда положительных для героини.

Фото: kinopoisk.ru
   

«Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса

В ролях: Луи Гаррель, Стейси Мартин, Беренис Бежо

Программа «8 ½ фильмов»

На Каннском кинофестивале вокруг этой картины развернулся целый скандал, причем не связанный с художественной составляющей: просто перед пресс-показом в зале был обнаружен подозрительный пакет, из-за чего всех зрителей эвакуировали, а просмотр задержали на час. Сам фильм получил неоднозначные отзывы критиков: одни писали, что он поверхностный, но смешной и красивый, другие называли глупым. В основу «Молодого Годара» легли мемуары дочери русского аристократа, актрисы и писательницы Анны Вяземски, которая снималась у Годара в «Китаянке» и некоторое время была замужем за классиком французской «новой волны». Самого режиссера тут изображает Луи Гаррель в солнцезащитных очках и с проплешиной: он участвует в студенческих волнениях, экспериментирует с киноязыком и ходит под ручку с Вяземски, которую играет звезда «Нимфоманки» Стейси Мартин.

   

«24 кадра» Аббаса Киаростами

Программа «Мастера»

В этой программе будут показаны и драма Энга Ли «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» о военных, после боевой операции в Ираке ненадолго отправленных в футбольный промо-тур по Америке, и «На пределе» Фатиха Акина с Дианой Крюгер, отмеченной за свою роль наградой в Каннах, и раскрученный в СМИ, но обруганный критиками «Роден» Жака Дуайона, повествующий об отношениях великого скульптора и его модели Камиллы Клодель. Но особое внимание стоит обратить на последнюю работу иранского классика Аббаса Киаростами, скончавшегося в июле прошлого года. Документальная лента «24 кадра» представляет собой набор сделанных режиссером фотографий и картины Питера Брейгеля Старшего, которые сплетаются воедино и становятся частью общего изображения. Над этим проектом Киаростами работал три года, а завершал съемки его сын Ахмад. «Меня всегда интересовала способность художника отобразить реальность. Я сделал фильм, в котором попытался рассказать, что могло происходить до и после каждого запечатленного на фотографии мгновения», — говорил об этой работе сам автор. Критики приняли картину благосклонно, отметив иронию и необычный взгляд Киаростами, так что если вы устали от развлекательного кино, то вам стоит посмотреть этот фильм.

Фото: 39.moscowfilmfestival.ru
   

«Нежность» Джанни Амелио

В ролях: Элио Джермано, Джованна Меццоджорно, Грета Скакки

Программа «Мастера»

На ММКФ привезут и последнюю работу итальянского классика Джанни Амелио, не очень известного в России, однако снискавшего множество наград у себя на родине, а также номинировавшегося на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах за «Похитителя детей» (1992) и отмеченного «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля за «Так они смеялись» (1998). В своих картинах Амелио, в детстве брошенный отцом, нередко затрагивал отношения детей и родителей: «В самом сердце» через эту призму рассматривается проблема терроризма, в «Ключах от дома» некогда отказавшийся от больного сына герой знакомится с ребенком заново и открывает для себя новый мир. Отцам и детям посвящена и «Нежность» — драма о пожилом адвокате со скверным характером, подружившимся с соседской семьей и осознавшим, что привязался к ней больше, чем к собственным детям.

   

«По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки

В ролях: Вилле Виртанен, Кати Оутинен, Шерван Хаджи

Программа «Эйфория окраины»

В программу, куратором которой стал известный кинокритик и президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов, по большей части вошли фильмы стран бывшего соцлагеря, в том числе Румынии и Польши. Исключением стал «По ту сторону надежды», снятый классиком современного финского кино Аки Каурисмяки и затрагивающий острую для всей Европы тему мигрантов. В этой меланхоличной и трогательной картине режиссер с присущим ему сдержанным юмором показывает историю разведенного коммивояжера Викстрема, вложившего деньги в небольшой ресторан и пытающегося помочь молодому сирийскому беженцу Халеду. Премьера «По ту сторону надежды» состоялась на Берлинале, где Каурисмяки вручили «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.

   

«О теле и душе» Ильдико Эньеди

В ролях: Геза Морчаньи, Александра Борбей, Золтан Шнайдер

Программа «Эйфория окраин»

Фильм-победитель нынешнего Берлинале, в придачу к «Золотому медведю» получивший и приз ФИПРЕССИ. Действие венгерской драмы разворачивается на скотобойне — далеко не самом подходящем месте для любовной истории. Тем не менее именно тут работают главные герои, менеджер по качеству Мария и ее немолодой замкнутый начальник Эндре. Сначала отношения между ними не складываются, однако со временем Мария и Эндре обнаруживают, что им снятся одинаковые сны — и это могло бы стать началом прекрасной дружбы, если бы не перетекло в нечто большее.

   

«Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио

В ролях: Даниэла Вега, Алин Куппенхайм, Франсиско Рейес

Программа «Фильмы, которых здесь не было»

Еще одна картина, вызвавшая множество дискуссий на Берлинале. Главная героиня Марина Видаль работает официанткой, подрабатывает певицей и счастливо живет со своим немолодым возлюбленным Орландо. Ее жизнь круто меняется, когда Орландо умирает. Во-первых, Марину считают причастной к его смерти. Во-вторых, Марина — транссексуал, и из-за этого ей приходится пережить немало неприятных моментов, когда родные Орландо начинают предъявлять претензии на его имущество. Эта эмоциональная картина о несправедливости и силе ее преодолеть особенно актуальна для общества, в котором человека зачастую оценивают по его расовой принадлежности и сексуальной ориентации, а не по словам и поступкам.

   

«Андрей — голос вина» Марка Челищева

Программа «Русский след»

Документальная лента о судьбе русского аристократа Андрея Челищева, после революции эмигрировавшего в Европу, а затем в США. Челищев сыграл огромную роль в становлении калифорнийского виноделия, предложив местным производителям новые для этого региона техники. Он во многом способствовал тому, что ничем не примечательное ранее калифорнийское каберне прославилось на весь мир. После смерти Челищева в долине Напа ему установили памятник. Режиссером этого фильма стал внучатый племянник винодела Марк Челищев, а музыку к картине написал Алексей Айги.

Фото: 39.moscowfilmfestival.ru
   

«Бахубали. Начало» и «Бахубали. Завершение» С.С. Раджамаули

В ролях: Прабхас Раджу Уппалапати, Таманна Бхатия, Анушка Шетти

Программа «Открытие: Кино регионов Индии» и фильм-открытие

У большинства российских зрителей индийское кино ассоциируется с плясками, трясками, Зитой, Гитой, потерянными и обретенными родственниками, усатыми злодеями и героями в белых штанах. Киноэпопея «Бахубали», вторая часть которой станет фильмом-открытием ММКФ, представляет другую сторону кинематографа Индии, страны, по объему кинопроизводства лишь немного уступающей США. Исторический блокбастер, рассказывающий о принце Шивуду, воспитанном простолюдинами и вступившем в борьбу за престол со своим братом Бхаллаладевой, способен удивить количеством трюков и качеством спецэффектов, не уступающих голливудским. Возможно, многие будут смотреть этот фильм больше из страноведческого интереса. Но именно этим и хороши кинофестивали: они дают редкую возможность увидеть кино, которое не выйдет в широкий прокат.

   

Между Севером и Югом

В этом году на ММКФ будут представлены две специальные программы, посвященные корейскому кино. Фильмам Южной Кореи отведена «Республика Корея: история и современность. Фильмы Юн Джегюна». В «северокорейскую» «Открытие: Сегодня о Корее» вошли документальная картина «Город Кэсон, где были в поисках женьшеня» и игровые «Аттестат зрелости» и «История нашего дома» (в аннотации к последнему сказано, что «фильм наглядно показывает правду о дружном корейском обществе и Партии, которая является домом для всего народа Северной Кореи»).

Кадр из фильма «Аттестат зрелости» (Фото: 39.moscowfilmfestival.ru)

Сравнить кинематограф этих двух стран, бывших некогда одной, будет как минимум любопытно, особенно с учетом того, что Северная Корея входит в число самых закрытых и загадочных государств в мире. «Обе программы были нам предложены соответствующими посольствами, — рассказывает программный директор ММКФ Кирилл Разлогов. — Программу «Открытие: Сегодня о Корее» я первоначально хотел назвать «От женьшеня до идей чучхэ». Она представляет взгляд на жизнь, историю и культуру КНДР изнутри. Документальный фильм дает основу для понимания глубокой истории на пересечении природы (это регион женьшеня) и конфликтов прошлого. Две игровые картины взаимно дополняют друг друга. В одной рассказывается биография учительницы, жизнь которой охватила несколько периодов существования страны, а вторая очерчивает судьбу конкретной семьи, которая показывает, что всю страну при нынешнем политическом режиме можно рассматривать как большую семью. Юн Дже-гюн меня заинтересовал тем, что он одновременно продюсер и режиссер фильмов, популярных внутри страны, но мало известных за рубежом. Это опять-таки открытие того кино Южной Кореи, которое не представлено на международных кинофестивалях и отличается от творчества Пак Чхан-ука и Ким Ки Дука».