После «Мумии»: «вселенная монстров» нового поколения
Как киностудия Universal создает иной «страшный» мирКогда на экраны выходят новые экранизации «Красавицы и чудовища», «Золушки» или «Мумии», у многих киноманов возникает вопрос: зачем вообще экранизировать по многу раз одну и ту же давно знакомую историю, особенно такую, которая не предусматривает сюжетных новшеств? В любом фильме о египетской мумии, вернувшейся к жизни ради очередного банального порабощения мира, происходит одно и то же — погребенный преступник (в новой версии это женщина) нарушает законы своего общества пятитысячелетней давности, наказывается мумификацией заживо, освобождается беспечными археологами-авантюристами, и вот, сгибаясь на непослушных, слабых с непривычки ногах, оживший труп ищет уже в нашем мире артефакт, который поможет ему обрести вечную жизнь. Все же надо отдать должное Universal Studios — каждое ее обращение к старому сюжету комментирует эпоху, в которую он экранизирован, даже если сами фильмы не могут сравниться с оригиналом 1932 года, где Борис Карлофф действительно внушал ужас без помощи спецэффектов (и еще учтите, что ранние «Мумии» считались непрестижными жанровыми картинами, снятыми не с той бюджетной расточительностью, с какой делались считавшиеся тогда приоритетными драмы и романтические комедии).
В 1930-х «Мумия» показывала ужасы, которые начинают преследовать беспечного белого человека в результате уже тогда изжившей себя колонизаторской политики в отношении «экзотических» стран. В конце 1990-х Universal возродил «Мумию» с жизнерадостным Бренданом Фрейзером в главной роли. За первым фильмом последовали еще два, идеально показывавшие мироощущение западного человека — довольного собой туриста, который иногда попадает в неприятные ситуации в путешествиях (во второй части герой Фрейзера вообще едет в Египет практически на семейный отдых — с сыном и женой, с которой познакомился в первой части).
Нынешняя «Мумия» с Томом Крузом совсем не пытается легко шутить, как в конце 1990-х. И правда, шутить не о чем — большая часть фильма происходит уже не в Египте, на выезде, а в родном героям Лондоне, который мумия, вернувшаяся из мира мертвых принцесса Аманет (София Бутелла), разносит одним движением руки, заодно легко манипулируя сознанием главного персонажа Ника Мортона (Том Круз как ярчайшая голливудская звезда тут идеален в роли типичного представителя «белого» мира). Перед нами «Мумия» эпохи, в которую все лидеры западных стран назвали терроризм на своей территории главной угрозой цивилизованному человечеству.
В прекрасном в своей простоте плане Universal сделать старых героев фильмов ужасов злодеями новой пугающей реальности появился один неприятный штрих — критики почти единодушно обругали «Мумию», назвав ее едва ли не самой слабой картиной в обширной фильмографии Тома Круза. Картина Алекса Куртцмана получила унизительный критический рейтинг 39% на агрегаторе мнений прессы Metacritic, но судьба всей будущей вселенной монстров Universal решится, конечно, в кинотеатрах — ожидается, что «Мумия» соберет в мировом прокате около $170 млн только в первый уик-энд.
Еще в мае Universal объявила, что к «Мумии» присоединятся и остальные старые монстры. Билл Кондон, режиссер другой недавней адаптации «вечного сюжета» «Красавицы и чудовища», собравшей в мировом прокате больше $1 млрд, снимет «Невесту Франкенштейна». Известна даже дата выхода фильма в прокат — 14 февраля 2019 года, самый подходящий день — святого Валентина — для любовной истории из жизни монстров. Правда, после долгих слухов о переговорах со всеми главными голливудскими звездами от Скарлетт Йоханссон до Анджелины Джоли актриса на роль невесты пока не утверждена. Также в ближайшие годы нас ждут новый «Франкенштейн» с Хавьером Бардемом, «Человек-невидимка» с Джонни Деппом, «Дракула» (вышедшая три года назад версия с Люком Эвансом не входит во «вселенную» и собрала в мировом прокате относительные «копейки» — $217 млн), «Призрак оперы», «Человек-волк», «Горбун из Нотр-Дама» и «Тварь из Черной лагуны». Свяжет всю эту кунсткамеру доктор Джекилл в исполнении Рассела Кроу, который время от времени будет позволять себе перевоплощаться в мистера Хайда. Так в 2004-м монстров Universal уже объединяли в одном фильме при помощи одного героя — Ван Хельсинга (Хью Джекман), но неудачно — при бюджете $160 млн «Ван Хельсинг» собрал по миру $300 млн, что ниже всех ожидаемых в наше время цифр, когда речь идет о таких затратах.
Доктор Джекилл уже в новой «Мумии» возглавляет тайную организацию Prodigium, занимающуюся нейтрализацией монстров и чем-то похожую на бюро по контролю за инопланетянами из «Людей в черном». Prodigium напоминает еще кое-что очень знакомое — мир супергероев Marvel, объединенных «Щитом». Модель Marvel, относительно новой студии, в конце нулевых потеснившей старых мейджоров в погоне за деньгами зрителей, — последняя тенденция в сфере производства блокбастеров. Супергерои Marvel появляются в фильмах друг друга как приглашенные звезды, а ее маркетинговые ходы — вроде нескольких сцен-тизеров на финальных титрах — питают интерес зрителей до следующей части. Эта модель пока хорошо работает в «сериальном» потреблении развлечений современного зрителя, для которого посмотреть все фильмы одной студии, чтобы быть в курсе общей картины — чуть ли не дело чести и своеобразного посвящения.
Другое дело, что монстры Universal уж слишком однообразны. Сюжеты фильмов с их участием неповоротливы, а от мрачного общего тона можно быстро устать. Конечно, эта вселенная с «Мумией» только взяла разгон, но уже видно — привязанная к старой мифологии и явно зависящая от нескольких звезд первой величины, которые могут, как Том Круз, собрать кассу, она в ближайшие годы будет вынуждена выдавать результат в срок и без сбоев, как заводской механизм. И вполне возможно, что к выходу следующего фильма об очередном монстре зрители начнут уставать от сериализации развлечений. Тем более что конкурент Warner Bros. уже пошел по тому же пути с комиксами DC и Годзиллой с Кинг-Конгом – скоро эта тенденция будет настолько вездесущей, что зрители захотят чего-то революционно противоположного просто от усталости. В конце концов, как нам сейчас только что продемонстрировал Том Круз в «Мумии», выбор вечной жизни в безводной пустыне ценой потери души — не самый очевидный, когда в перенасыщенном развлечениями современном мире есть столько не менее привлекательных предложений.