Из первых рук: что собой представляет современный аукционный дом?
Чтобы лучше понять, как работает аукционный дом, «РБК Стиль» встретился со специалистами PhillipsВ первую очередь следует отметить, что сейчас представляет собой аукционный дом Phillips и как он изменился за последние годы. Что отличает Phillips от всех остальных аукционных домов, так это то, что его фокус — все современное: искусство, дизайн, фотография, тиражное искусство и многое другое. Среди всех аукционных домов у Phillips сейчас самая высокая динамика в мире: аукционный дом регулярно открывает новые департаменты и направления, начинает проводить торги в новых городах (из недавно открытых — Гонконг и Женева), продает не только живопись и скульптуру, но и фотографию, предметы дизайна, часы, ювелирные украшения. Один из важных запусков последних лет — это часовые аукционы в Женеве и Гонконге в партнерстве с Орелем Баксом и Ливией Руссо (Bacs & Russo), на которых, бывает, уходит 100% лотов. Это большая редкость, которая на языке аукционных домов называется white glove («белая перчатка»). Когда Бакс рассказывает про часы, можно мгновенно получить весь спектр необходимых энциклопедических знаний не только по теме, но и по конкретному лоту — такой глубокий подход подкупает коллекционеров, ведь аукционному дому важно дать своим клиентам максимальную экспертизу и информацию по интересующему их предмету.
У Phillips сильные аукционы фотографий: на них представлены как отпечатки середины XIХ века, которые скорее даже связаны со световыми экспериментами, нежели с фотографией в том виде, каком мы представляем ее сейчас, так и экспериментальные работы начала ХХ века, к примеру Мана Рэя или Бранкузи. На последнего рекордная цена зафиксирована именно на аукционах Phillips. Как известно, свои отпечатки он делал сам, определял нужное время выдержки и те эффекты, которые потом должны получиться, в отличие, к примеру, от Картье-Брессона, которого больше интересовал сам кадр. Представлена на этих аукционах и фэшн-фотография, и архитектурная, и репортажная.
Департамент дизайна Phillips является лидирующим по предметам, созданным начиная с середины ХХ века. Часто бывают секции ар-деко, но основной упор делается как раз на дизайн, созданный после 1950-х годов. Прежде всего это итальянцы (Джо Понти, Пьеро Форназетти) и французы (Жан Пруве, Пьер Жаннере, Ле Корбюзье). Во многом на развитие департамента дизайна повлиял его директор Александр Пейн. Благодаря ему на аукционе стали появляться также оригинальные предметы скандинавского дизайна. Однажды, например, продавался диван, с которого на Рождество говорила речи датская королевская семья, — он уехал в Москву. Директора музеев дизайна часто отмечают, что на предаукционных выставках Phillips можно увидеть объекты такого качества, которые редко встречаются в коллекциях мировых арт-институций.
Если говорить о молодом искусстве, то новые имена можно найти на аукционах New Now. В декабре, к примеру, в рамках аукциона была сделана секция с московским Институтом проблем современного искусства, для которой отобрали десять работ студентов и выпускников. Пять из них в итоге ушли не нашим, а зарубежным коллекционерам в Германию, Турцию, Испанию.
На основных же аукционах современного искусства смешиваться начали и эпохи — современное искусство, послевоенное и начала ХХ века. В прошлом году на торгах были проданы «Реактивный истребитель» Герхарда Рихтера за 25 565 000 долларов, работа Роя Лихтенштейна за 21 530 000 долларов, Phillips установил аукционный рекорд на работу Ансельма Кифера. Работа из серии «Велимиру Хлебникову» ушла более чем за 2 млн фунтов (2 389 000 фунтов стерлингов). Еще восемь лет назад такой уровень цен представить себе было невозможно.
Phillips не только постоянно думает о бизнесе, но и занимается благотворительными проектами: помогает музеям и фондам — к примеру, Бьянке Джаггер и организации Human Rights. Он также помогал собрать деньги на открытие нового Музея дизайна в Лондоне. Стоит отметить, что аукционный дом также работает с Пушкинским музеем, Московским мультимедиа-арт-музеем, поддерживает первую Антарктическую биеннале.
Что касается отличий между российскими и зарубежными коллекционерами, то в эпоху глобализации, когда люди, как правило, живут на несколько домов в разных странах, существенных отличий между ними не так уж много. Поворотным для российских коллекционеров стал кризисно-санкционный год, когда они стали не только покупать дорогие картины, но и продавать их. По словам сотрудников аукциона, раньше получить выдающиеся произведения искусства из России на аукцион было очень тяжело. Но с необходимостью реинвестировать в свои проекты они поняли, что продажа искусства через аукцион — один из самых эффективных способов быстро получить свои инвестиции назад. Для многих коллекционеров стало настоящим открытием, что искусство может быть ликвидным активом.