Впечатления, 22 мая 2017, 16:30

В Нью-Йорке открыли ретроспективу Роберта Раушенберга

Более 250 работ художника охватывают период в шесть десятилетий
В нью-йоркском Музее современного искусства 21 мая открылась масштабная ретроспектива «титана американского искусства» Роберта Раушенберга. В залах MoMA представлено свыше 250 работ художника, созданных за последние шесть десятилетий.
Читать в полной версии
(Фото: Robert Rauschenberg Foundation, New York)

В 1963 году вокруг решения наградить Роберта Раушенберга главным призом Венецианской биеннале разгорелся настоящий скандал. Ватикан в связи с этим заявил об упадке мировой культуры, а французский поэт-сюрреалист Ален Боске отметил, что нельзя «недооценить размеров оскорбления, нанесенного этим всему тому, что в наши дни еще является синонимом гармонии, серьезного творческого поиска, подлинной непреходящей ценности». Награда Раушенберга тогда стала официальным признанием не только его творчества, но и поп-арта в целом. Хотя отнести американского художника к представителям лишь одного этого направления невозможно. Раушенберг пробовал себя в разных техниках: абстрактного экспрессионизма, концептуализма, коллажа и редимейда. Он комбинировал живопись и скульптуру, став одним из зачинателей перформанса.

Роберт Раушенберг (Фото: Al Seib/Los Angeles Times via Getty Images)

На выставке «Роберт Раушенберг: среди друзей» в MoMA представлено все разнообразие жанровых работ художника: от картин и рисунков до скульптуры и звуковых работ. А помимо них — «произведения-эксперименты», созданные в сотрудничестве с другими артистами — друзьями и коллегами Раушенберга. Среди них — художники Джаспер Джонс и Сай Твомбли, композиторы Джон Кейдж и Мортон Фельдман, танцовщица Триша Браун и другие. Это было сделано с целью показать творческий диалог и обмен идеями между представителями арт-мира. «Нравственный облик, пронизывающий работы Раушенберга, его открытость и глобальное любопытство, делают его сейчас, в наше трудное время, больше чем когда бы то ни было ориентиром», — отметила куратор выставки Ли Дикерман.

Роберт Раушенберг. «Стертый рисунок Де Кунинга», 1953 (Фото: Robert Rauschenberg Foundation, New York)

На выставке показан «Стертый рисунок Де Кунинга», который Роберт Раушенберг создал в 1953 году. Главным в работе был не пустой лист, оставшийся после уничтожения одним художником графики другого, а ситуация неопределенности: зрителю нужно было решить, может ли стертый рисунок быть искусством. Кроме того, в MoMA представлен созданный Раушенбергом вместе с Джоном Кейджем в том же 1953 году «Отпечаток автомобильной шины». Композитор медленно ехал на своем «Форде» модели А по длинной дорожке из листов бумаги, сложенных встык, а художник наносил черную краску на одну из задних шин машины. Ровный отпечаток, оставленный на 20 листах бумаги, походил на длинный росчерк на китайском свитке или протяжную ноту гудка, возвещающего окончание рабочей смены.

В МоМА можно увидеть и более поздние работы Роберта Раушенберга. Среди них — серия из нескольких десятков скульптур под названием «Gluts», над которой художник работал с перерывами между 1986 и 1995 годами. В ней автор сосредоточился на исследовании визуальных свойств металла. Из отходов, собранных на заправочных станциях, и выброшенных автомобильных запчастей Раушенберг создавал горельефы и скульптуры. Сам он говорил, что «Gluts» — это фиксация человеческой жадности и одновременно критика общества потребления.

Роберт Раушенберг скончался в 2008 году в возрасте 82 лет. Сегодня работы художника продаются на аукционных торгах за миллионы долларов. В 2015 году на Christie’s полотно «Картина Йохансена» ушло с молотка за рекордные $18,6 млн.

Выставка «Роберт Раушенберг: среди друзей» в MoMA продлится до 17 сентября 2017 года.