Все «Чужие» от лучшего к худшему
Геннадий Устиян о новой части франшизы, выходящей в прокат 18 мая, и ее предшественниках«Чужой» (1979)
Сейчас особенно впечатляет тот факт, что первый и лучший фильм о Чужом был второй картиной Ридли Скотта и оказался абсолютно новаторским — в то время за тему космоса отвечали вполне подростковые «Звездные войны». Скотт на десятилетия задал стандарт фильма о Чужом — есть девушка и есть зловещая тварь в темноте, и весь ужас исходит из преодоления все больше сокращающегося расстояния между ними. Сигурни Уивер вспоминала, что не относилась серьезно к своей роли Рипли — актрисе с хорошим образованием и мечтами играть «серьезные» роли, а не позировать в белье и с пушкой, материал казался чересчур мусорным. Сейчас «Чужой» возглавляет не только все списки лучшего сайенс-фикшн-кино, но и рейтинги лучших хорроров в истории кино, поэтому ему самое место на первой строке и этого рейтинга. Удивительно и то, что через три года Скотт снял другой сай-фай-шедевр «Бегущий по лезвию», чье продолжение выйдет осенью в прокат — получается, что современное кино только и занимается, что эксплуатирует идеи Скотта 30-40-летней давности.
«Чужие» (1986)
Многие считают снятый Джеймсом Кэмероном между двумя «Терминаторами» сиквел даже лучше первой части. Как минимум этот фильм, наряду с «Крестным отцом 2» и «Терминатором 2» — редкая вторая часть, которая ничем не уступает оригиналу. Со свойственной ему любовью к массовым баталиям Кэмерон умножил первого «Чужого» в десять раз и устроил на экране красивую бойню, которую завершил ставшей уже классикой сценой схватки Рипли с маткой Чужого. Это смотрится лучше большинства современных экшн-сцен, снятых при помощи компьютерных спецэффектов.
«Чужой 3» (1992)
Поклонники Скотта и Кэмерона считают, что с кинодебюта Дэвида Финчера киноэпопея «Чужой» стала терять в качестве. Им стоит пересмотреть третью часть снова — будущий автор «Семи» и «Бойцовского клуба» вернулся к истокам и стравил Чужого с заключенными на позабытой планете-тюрьме в декорациях, напоминающих средневековые монашеские кельи. Фильм о людях, которым нечего терять, заканчивается героическим самопожертвованием Рипли, готовой после всего пережитого покончить с собой, лишь бы не допустить проникновения Чужого на Землю. Мало того, что Финчер ничем не испортил франшизу — это один из самых мощных режиссерских дебютов в истории кино. Фильм долго считался коммерческой неудачей — и в Америке это так и оказалось. Он собрал в США чуть больше потраченных на его производство $50 млн. Но на росшем международном рынке он принес в прокате даже больше, чем «Чужие» Кэмерона.
«Чужой: Завет» (2017)
Новый фильм Ридли Скотта является сиквелом «Прометея» и одновременно — приквелом первого «Чужого». Это путаное определение места во франшизе как нельзя более кстати в наше время сложно определяемых по отношению друг к другу миров, придуманных Marvel и «Звездными войнами». Скотт как будто хочет присвоить себе находки других режиссеров, снимавших «Чужого» после него — в «Завете» есть и лабиринт, как в третьей части, и финальная цитата из «Чужих» Кэмерона. Но его даже больше, чем Чужой как олицетворение опасности неизведанной жизни, интересует бессмертное творение рук человеческих. Главный конфликт здесь — между двумя андроидами (или «синтетиками»), сыгранными Майклом Фассбендером. Скотт явно хочет сказать, что судьбу человечества будут решать две крайности одной технологической эволюции, и, живя в 2017-м, не можешь с ним не согласиться.
«Прометей» (2012)
Поклонники «Чужих» приняли возвращение Ридли Скотта к созданному им самим миру через 33 года скорее в штыки — приквел «Чужого» оказался тягучей, хотя и очень красиво снятой прелюдией о цивилизации, которую чужие разрушили до того, как приняться за нас. Интересно, что после «Завета» «Прометей» смотрится гораздо лучше — как долгое предисловие-предостережение, и здесь же состоялось знакомство с андроидом Дэвидом, который сыграет еще более важную роль в «Завете».
«Чужой 4: Воскрешение» (1997)
Если честно, четвертая часть Жан-Пьера Жене в эпопее о Чужих была лишней — в предыдущей Дэвид Финчер мастерски последовал логике трехчастной структуры, завершив трилогию самопожертвованием Рипли. Все же в эпоху спецэффектов и чудес генетики Рипли клонируют, и начинается беготня по космическому кораблю с уже патологическими мутациями — Чужой заимствует детородную систему людей, и к финалу монстр признает в Рипли свою мать. Кажется, круг замкнулся, история более чем исчерпана. Так и случилось на долгие годы.
«Чужой против Хищника» (2004)
Этой экранизации компьютерной игры, как и ее сиквела позицией ниже, здесь вообще быть не должно. Бастард в семье «Чужих», «ЧПХ» оказался в этом списке только потому, что формально тварь в фильме есть. Сигурни Уивер после выхода этого фильма в прокат осудила его, и она права — без ее героини кино тут же опустилось до уровня ничем не примечательной стрелялки под льдами Антарктиды. Так как совершенно не запоминающиеся герои служат здесь просто кормом для чужих, зрителю предлагают встать на сторону хищников, с которыми можно договориться хоть жестами. Снял фильм Пол Андерсон, больше специализирующийся на экранизациях компьютерных игр и зомби — именно он автор четырех частей «Обители зла».
«Чужие против Хищника: Реквием» (2007)
В легитимных «Чужих» Рипли рисковала и даже жертвовала жизнью, чтобы твари не попали на родную Землю. И вот, когда они наконец оказываются в самом сердце Америки, начинается самый скучный фильм ужасов на свете. Чужие рутинно нападают на местных, Хищники начинают на них охоту, фильм собирает всего $128 млн в мировом прокате, едва окупившись. Специалисты по спецэффектам братья Штраус, снявшие фильм как режиссеры, вернулись к своей основной профессии. Через пять лет после того, как они практически загубили любимого десятилетиями кинозлодея, Ридли Скотту пришлось вернуться к истокам в «Прометее» и начать все сначала.