Что ни имя — то икона: чем так хорош музей дизайна в Хельсинки
Мария Сидельникова о сливках финского дизайна и посвященной ему музейной коллекцииВ 1837 году дизайна как такового не было, а музей дизайна в Хельсинки уже был. У истоков его коллекции стояло Финское общество ремесленников и дизайнеров, и первые экспонаты предназначались для студентов местной Школы прикладного искусства — едва ли не старейшего в мире образовательного учреждения, где, по сути, готовили будущих дизайнеров. В следующем веке здесь выучится целое поколение авторов, которые выведут Финляндию в лидеры мирового дизайна, в том числе и Алвар Аалто, чье имя она сегодня гордо носит. А задача коллекции музея на протяжении всей ее истории была неизменна — собирать все, что связано с финским дизайном.
К сегодняшнему дню собралось 75 тыс. объектов — от поделок ремесленников XIX века, перекочевавших в коллекцию после всемирных выставок в Вене, Париже и Хельсинки, до классики финского модернизма XX века и золотых годов финского дизайна 1930-1960-х (здесь не только сами объекты, но и эскизы, рисунки, чертежи, особенно музей гордится самым полным собранием архивов знаменитого дизайнера мебели Илмари Тапиоваара) и работ дизайнеров нового поколения. Одно из последних пополнений собрания — внушительная подборка керамики и стекла, в которых финнам нет равных. Здесь что ни имя — то икона: Рут Брюк, Биргер Кайпиайнен, Тимо Сарпанева, Гюннель Нюман.
Сливки финского дизайна представлены в постоянной экспозиции музея под названием «Финская форма»: и деревянный створчатый шкаф начала XX века, каких сейчас в IKEA через один, и волнообразная ваза «Савой», и трехногий табурет Аалто, и обтекаемые чайники, кастрюли и чашки Сарпанева. «Форма, — говорил он, — это религия. От тонкого стекла бокала такой же короткий путь к эстетическому переживанию, как от большой картины».
Отдельный этаж музея отдан под временные экспозиции. На выставке «Enter and Encounter» собрано все лучшее, на что способен сегодня финский дизайн. Она сделана по следам 2012 года, когда Хельсинки был объявлен мировой столицей дизайна, однако метит в будущее, задаваясь экзистенциальными вопросами: какие вызовы дизайн бросает нашей сегодняшней жизни и какие формы она примет через энное количество лет? Ответы могут шокировать, могут оставлять равнодушными, с ними можно не соглашаться, в них разрешается не верить.
Единственное, о чем нас — зрителей — просят кураторы, так это посмотреть на эти трансформации без предубеждения и с улыбкой. Дело за малым — доехать до Хельсинки.