Франция + Япония: все о новой выставке Van Cleef & Arpels в Киото
С 29 апреля в Национальном музее современного искусстваВ последнее время хорошим тоном для больших ювелирных домов становится участие в выставках ведущих музеев мира. Это и представление экспонатов для экспозиций, и ретроспективные моновыставки. Уже тиражируемыми стали музейные истории, выстроенные по принципу «от момента сотворения дома до наших дней». Van Cleef & Arpels пошел дальше. Сначала в прошлом году в Музее искусства и науки Сингапура открылась выставка «Искусство и наука драгоценных камней», на которой ювелирное искусство рассматривалось в связи с геммологией и минералогией. Проведена она была совместно с французским Музеем естественной истории. Сейчас Национальный музей современного искусства Киото при поддержке Van Cleef & Arpels запускает еще более интересный проект — выставку, темой которой стала связь традиционных японских ремесел и французского ювелирного искусства.
Киото — идеальное место для рассказа о японских ремеслах, ведь это культурный центр страны. Именно здесь развивались и передавались из поколения в поколение уникальные техники окрашивания тканей, вышивки, здесь сохраняются традиции создания традиционных кимоно и костюмов для классического японского театра, техники работы с металлом и керамикой. В Японии традиционные ремесла, такие как вышивка золотом или техника золотой лакировки маки-э, ценятся столь же высоко, как произведения искусства, а владеющие ими мастера нередко причисляются к «живому национальному достоянию» (и это официальный титул). Именно мастера и стали важным связующим звеном между традиционными японскими ремеслами и представленными на выставке украшениями Van Cleef & Arpels разных лет — практически от момента основания дома в 1906 году (самая ранняя работа — корабль Varuna, около 1907 года) до современности, большая их часть — из архивной коллекции дома. Работающих на французский ювелирный дом мастеров, владеющих такими уникальными техниками, как фирменная «невидимая закрепка», в самой компании называют Mains d’Or (золотые руки), и это тоже что-то вроде почетного титула. Теме мастерства и мастеров посвящена центральная часть экспозиции, в которой украшения Van Cleef & Arpels соседствуют с произведениями японских художников XIX–XX века. «Золотые руки» Van Cleef & Arpels создали невероятные драгоценные объекты вроде «Клетки с птицей» (1935 год, изначально клетка для лягушки, была создана по заказу индийского махараджи), колье — работающие молнии Zip, броши-танцовщицы, украшения со сложнейшей «невидимой закрепкой», золотые руки японских мастеров — шкатулку «Хурма» в технике резьбы по слоновой кости (Андо Рокузан, начало XX века), тонкой работы ажурный керамический сосуд со знаменитыми киотскими сценками, (Хасегава IV, конец XIX—начало XX века), расшили шелком настенное панно с павлином и глициниями (неизвестный автор, около 1905 года), сшили кимоно «Полет снежинок» в технике традиционного окрашивания ткани юдзэн (Моригучи Кунихико, 2016 год).
Всего тематических разделов три. Еще один рассказывает об истории и эволюции техник и стиля Van Cleef & Arpels, а другой — посвящение настоящему и будущему. И это попытка кураторов рассказать о постоянном культурном обмене между Францией и Японией. Демонстрировать это по мысли кураторов вместе с украшениями Van Cleef & Arpels должны работы современных японских художников, хранителей уникальных ремесленных традиций. Среди них — уже упомянутый Моригучи Кунихико, работающий в технике окрашивания ткани юдзэн, занимающийся вышивкой Китамура Такэси, владеющий редкими техниками работы по дереву Накагава Киёцугу, мастер лакировки Хаттори Сюнсё и керамист Мива Кюсэцу XII (Мива Рюсаку).
Матсубара-сан Куратор выставки
«Президент Van Cleef & Arpels Николя Бос обратился ко мне с идеей совместного проекта четыре года назад. Но я ему отказал. Я не думал, что такой проект возможно сделать. Мы государственный музей, все организовывается долго и со множеством согласований. Я не верил, что такой проект вообще мне согласуют! Казалось почти невозможным привезти такое количество украшений, например. Но Николя обратился ко мне еще раз, потом в третий раз — и тогда я решил все же попробовать. Все украшения Van Cleef & Arpels для выставки я выбирал лично. Сначала отобрал произведения японских мастеров из коллекции музея, а потом нашел подходящие украшения к ним. Японские работы выбирать было просто: я знаю нашу коллекцию наизусть, хоть она и постоянно пополняется! Так что мне было несложно подобрать к ним «пары» из коллекции Van Cleef & Arpels. Эта выставка очень необычна, несмотря на то, что сейчас немало совместных франко-японских проектов. Я подбирал предметы по двум принципам: совершенство владения техниками и стилевые пересечения. После Киото мы планируем провести эту выставку в Токио».
Объединяет две вселенные и сценография архитектора Со Фудзимото (участвовал в создании японского павильона на Венецианской биеннале в 2012 году, награжденного «Золотым львом»). «Для того чтобы две части выставки были в идеальной гармонии, я разработал очень простой и спокойный, но при этом тщательно продуманный дизайн пространства. Для первой части экспозиции, посвященной истории Van Cleef & Arpels, я использовал кипарисовик, чтобы создать очень чистое, но при этом динамичное пространство. В части, где ювелирные украшения соседствуют с объектами традиционных японских ремесел, пространство формируют тяжелые прозрачные витрины, лаконичные, но одновременно разнообразные», — рассказывает Фудзимото. Насколько задуманное удалось — и Фудзимото, и устроителям выставки — оценить можно будет уже завтра. Дело за малым — оказаться в это время в Киото.