Как Заха Хадид перестроила Колизей
И что еще ее студия вложила в новую коллекцию B.zero1 Design Legend дома BulgariПредставили новые украшения директор Zaha Hadid Architects Маха Кутай и директор по маркетингу Bulgari Борис Барбони в галерее Захи Хадид в Лондоне. В это пространство, открытое пять лет назад для постоянного экспонирования работ и проектов Хадид и ее бюро и временных выставок, посвященных архитектуре и дизайну, новые B.zero1 вписались идеально, ведь они выполнены в безупречно узнаваемом стиле Захи, но при этом сумели сохранить и все коды Bulgari, что не так уж просто, учитывая две совершенно разные дизайн-вселенные, в которых творят итальянские ювелиры и творила базировавшаяся в Лондоне с конца 1970-х годов архитектор. Bulgari — это абсолютная симметрия, а Хадид — асимметрия; Bulgari — это яркие цвета Средиземноморья, Хадид — монохром или, особенно если вспомнить работы, созданные под влиянием русского авангарда, — супрематические цвета.
Супрематизм Малевича вообще стал для Хадид основой для исследования пространства, ее архитектура всегда была не про здание само по себе, а про исследование пространства и вписывание этого здания в пространство. С украшениями она работала в схожей манере. Она «вписывала» их в тело, стремясь к органичности и эргономичности космического вида драгоценных конструкций. B.zero1 не был первым опытом Хадид в работе с украшениями. Еще в 2014 году началось ее партнерство с ливанской маркой Aziz & Walid Mouzannar; не один раз она создавала украшения и для Swarovski, а на прошлогодней выставке Baselworld в швейцарском Базеле (всего за несколько дней до смерти архитектора) были представлены ее украшения для Georg Jensen.
Хотя опыт с украшениями был и не первым, он выделяется из остальных. Ведь тут Хадид пришлось работать (и стоит заметить, большую часть проекта она сделала лично, все эскизы украшений были отрисованы ее рукой) не просто с украшениями, а с «иконой» Bulgari. Приуроченное к наступлению миллениума и впервые представленное в 1999 году B.zero1 было вдохновлено римской архитектурой, а именно Колизеем, и стало очень футуристической для того времени переработкой его архитектуры. Теперь же Хадид переработала архитектуру B.zero1 — перестроила Колизей. Она деконструировала центральную часть кольца, впервые сделав ее асимметричной и скелетонированной. В этом B.zero1 Design Legend напоминает многие ее архитектурные проекты, особенно такие как Galaxy Soho в Пекине, — в обоих важно внутреннее пространство, важны связи и пересечения.
Сотрудничество Хадид с Bulgari началось еще в 2011 году, когда она представила инсталляцию в павильоне Bulgari на Abu Dhabi Art Fair — ее интерпретацию знакового для Bulgari символа Serpenti, позднее эту инсталляцию можно было видеть в Милане в 2015 году. Тогда, в 2015-м, и родилась идея продолжить сотрудничество в новой форме — создать совместную коллекцию украшений. И сразу для этого эксперимента было выбрано именно B.zero1. Хадид предложила четыре варианта дизайна, один из которых был принят как идеальный и уже не подвергался изменениям.
Как умудрились «пожениться» столь разные дизайн-вселенные? Как считают Кутай и Барбони, дело в двух понятиях — инновация и эксперимент. Сколь разной ни была бы эстетика Bulgari и Zaha Hadid Architecture + Design, именно инновация и эксперимент являются движущей силой в развитии брендов. К своим инновациям Bulgari причисляет как эстетические (революционное для 1960-х годов сочетание драгоценных камней с поделочными и выбор ярчайших цветовых комбинаций), так и технические (такие как гибкий браслет «тубогаз», патент на который был приобретен фирмой в 1950-х годах у братьев Карло и Винченцо Илларио (ныне марка Carlo Luca della Quercia).
Сейчас B.zero1 Design Legend существует в виде колец разной ширины, подвески и широких браслетов-каффов в белом или розовом золоте, но, судя по всему, этот эксперимент и в Bulgari, и в Zaha Hadid Architecture + Design сочли удачным, а значит, коллекция будет продолжена. О полной отдаче, работать с которой Заха Хадид научила всю свою команду, и ее новых проектах «РБК Стиль» рассказала директор Zaha Hadid Architects Маха Кутай.
— Был ли этот проект сложнее других ваших сотрудничеств с ювелирными марками?
— Я бы не сказала, что он оказался сложнее, он просто был другим. Дизайн B.Zero1, созданный нашим бюро, очень близок концепции наших архитектурных проектов — линии, повторяемость элементов, плавность, ощущение движения... можно найти немало общего. Мы уважаем сложившиеся традиции и успешные идеи, работаем с ними, но всегда создаем что-то новое. Разумеется, работая над проектом, мы изучили предыдущие версии B.Zero1, главной задачей было интерпретировать их, но ни в коем случае не копировать.
— Какую часть проекта Заха делала лично?
— Работа началась летом 2015-го, а к Рождеству того года уже были утверждены все дизайны, Заха тогда еще была с нами.
— Как вам работалось с Захой?
— Заха участвовала в любом нашем проекте с самого начала. Она была трудоголиком и считала, что только так можно обрести уверенность в результате, развиваться и преодолевать барьеры. Ее наследие — в ДНК студии, которую она создала. Заха научила нас работать с полной отдачей, быть любопытными, вовлеченными и увлеченными.
— Над какими проектами сейчас работает студия?
— ZHA (Zaha Hadid Architects) недавно завершила проект Maritime Terminal в Салерно, построила новое здание St Antony’s College в ближневосточном центре Оксфордского университета и Математическую галерею в лондонском Музее науки.
Только что мы вернулись с миланского Salone del Mobile, где представили несколько интерьерных проектов (мебель, светильники и аксессуары для дома). Сейчас мы над многим работаем одновременно, в том числе — над терминалом аэропорта в Пекине, резиденциями в США и Австралии.