Как сделать часы суперлегкими и чем так сложна керамика
Президент компании Rado Матиас Брешан делится ключами к успеху в интервью «РБК Стиль»— Ровно 60 лет назад появились первые часы под логотипом Rado. 60 лет для часового бренда — это много или мало?
— Для истории часового бренда совсем мало, ведь многие марки уходят корнями в XIX и даже XVIII век. Но это очень большой промежуток времени с точки зрения эволюции материалов. Именно эта сторона часового дела с самого начала и оказалась в фокусе внимания инженеров Rado.
— Что за эти годы вы научились делать с керамикой?
— Мы проделали огромный путь. Сначала перед нами стояла проблема формы, и долгое время мы были ограничены в виде выпускаемых корпусов. Изначальная конструкция часов выглядела так: на центральный «остов» из стали «наращивали» керамическое «мясо». Но примерно пять лет назад мы научились работать с керамическими моноблоками и вытачивать из них корпуса нужной формы. Это чем-то напоминает болиды «Формулы-1», которые пережили примерно такую же эволюцию: «скелет» машины и обшивка существовали отдельно, а потом интегрировались. Так что нам удалось сделать часы более легкими, а модельный ряд — разнообразнее. Добавьте к этому еще цвет. Ведь вплоть до нынешнего момента керамика была монохромной, а мы «раскрасили» ее в актуальные оттенки зеленого, синего, серого.
— В чем состояла основная сложность в процессе окрашивания?
— Главная проблема — добиться постоянного стабильного оттенка цвета, который повторялся бы во всех без исключения моделях линейки. Кроме того, из керамики изготовлен не только корпус часов, но и браслет, а значит, между ними не должно быть видно никакой разницы или перехода цвета.
— Есть ли технические ограничения в достижении цветового разнообразия?
— Думаю, что с технической точки зрения нет проблем. Однако мы совсем не хотим заходить на территорию модных брендов, которые предлагают широкую палитру, но в сознании покупателей не так уж долговечны. Сегодня у нас есть шесть базовых оттенков.
— Над какими еще материалами вы сейчас работаете?
— В этом году мы представили первые часы в корпусе из закаленного титана — модель HyperChrome Captain Cook, интерпретацию коллекции 1960-х. Мы также продолжаем исследования в области нитрида кремния — это более легкий и прочный, но в то же время и более эластичный материал (ведь главный недостаток керамики — ее хрупкость). Еще одно направление — внедрение новых материалов в детали калибров: например, в часах HyperChrome Ultra Light платина и мосты сделаны из алюминия, и в итоге автоматические часы вместе с ремешком весят лишь 55 г.
— Не кажется ли вам, что эта «суперлегкость» отпугивает некоторых клиентов, которым важно чувствовать вещь на запястье?
— Я был одним из них. Но если вы попробуете ультралегкие часы, которые тут же становятся «частью» вашей руки и будто вырастают из кожи, вы не сможете от них отказаться.
— Почему бренду важно представлять авторские дизайнерские проекты?
— Именно инновации делали Rado сильным брендом на протяжении полувека, и мы должны обеспечить нашей марке авангардные идеи на грядущие 50 лет. Такое сотрудничество позволяет нам раздвигать границы и обнаруживать новое буквально во всем: материалах, формах, технологиях. Всем участникам проекта мы предлагаем одни и те же часы (Rado True) и даем полный карт-бланш. Наиболее оригинальные и удачные экспериментальные идеи мы собираемся в будущем воплощать на регулярной основе. Например, нам очень понравился сверкающий циферблат, придуманный Сэмом Амоя, в котором гальванический процесс полностью копирует кристаллическую структуру алмазного порошка, или оригинальный перфорированный циферблат из черной латуни, придуманный швейцарскими дизайнерами Big Game, — он служит для облегчения конструкции часов и вместе с тем придает им спортивный вид.