Впечатления, 19 апр 2017, 17:00

Шкурный интерес: мертвые животные в современном искусстве

Как чучела вызывают восторг зрителей и коллекционеров (правда, далеко не всех) и гнев зоозащитников
Эксперты портала Artnet подсчитали, сколько мертвых животных использовал в работе Дэмьен Хёрст. Вышло около миллиона. «РБК Стиль» выяснил число акул и овец, понадобившееся Хёрсту, и вспомнил других современных художников, неравнодушных к мертвой плоти.
Читать в полной версии
(Фото: Peter Macdiarmid/Getty Images)

Дэмьен Хёрст

Открывшаяся 9 апреля в Венеции масштабная выставка Дэмьена Хёрста началась с акции зоозащитников. Активисты группы 100% Animalisti вывалили перед входом в палаццо Грасси 40 кг навоза и оставили плакат с надписью: «Дэмьен Херст, проваливай домой! Вот мое произведение искусства», сообщал портал Artnet News.

Фото: centopercentoanimalisti.mobi

Негодование зоозащитников британский художник вызывает из-за того, что склонен включать мертвых животных в свои арт-объекты. Эксперты все того же Artnet подсчитали, что эксцентричный Хёрст за годы работы использовал 913 тыс. особей. В это число вошел скот, насекомые и морские обитатели. Кроме того, к разделу «остальное» были отнесены скелет динозавра и человеческий череп. Эксперты отметили, что многие животные, ставшие материалом для произведений Хёрста, ​умерли до того, как он задумывал работы с ними. Но были и те, кого художник заказывал специально.

Выставка Дэмьена Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» в Tate Modern, 2012 (Фото: Oli Scarff/Getty Images)

На протяжении 13 лет (с 1991 по 2014 год) Хёрст работал над серией «Естественная история». По данным специалистов Artnet, для нее были использованы 13 овец, семь коров голштинской породы, пять телят, четыре быка, три жеребенка, пара свиней, зебра и бурый медведь. Всего 36 животных. На объекты с насекомыми у Хёрста ушло 850 тыс. мух, 17 тыс. бабочек и пять птиц.

Дэмьен Хёрст на фоне работы «I Am Become Death, Shatterer of Worlds» на выставке в Tate Modern, 2012 (Фото: rune hellestad/Corbis via Getty Images)

На выставке Хёрста, открывшейся в Венеции, нет объектов с использованием мертвых животных. А вот в московской галерее Гари Татинцяна до 1 июня можно увидеть работу «Rose Window», воспроизводящую средневековое окно-розетку Даремского собора. Холст был выполнен металлизированной краской с использованием бабочек.

   

Ян Фабр

Фламандский художник Ян Фабр — внук знаменитого французского энтомолога Жана-Анри Фабра. В детстве дедушка часто водил мальчика в зоопарк, где тот рисовал животных и насекомых, которые позднее стали одной из главных тем его творчества. Кроме того, они превратились и в один из рабочих материалов Фабра. В 2002 году бельгийская королева Паола обратилась к художнику с просьбой интегрировать современное искусство во внутреннее оформление дворца. Так появилось «Небо восхищения», один из шедевров Яна Фабра. Он облицевал потолок и одну из старинных люстр Зеркальной комнаты Королевского дворца, использовав почти 1,5 млн панцирей жуков-скарабеев. Материал для работы художнику доставили и продолжают привозить из Таиланда, где самих жуков едят, а их панцири сохраняют для декоративных нужд.

Осенью 2016 года масштабная выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» открылась в Эрмитаже. И сразу же оказалась в центре громкого скандала. Закрыть экспозицию требовали защитники животных, а в РПЦ ее назвали «позорной». Возмущение вызвали объекты, в которых художник использовал чучела мертвых животных.
Фото: Алексей Костромин

Эрмитаж вступился за выставку, которая не была закрыта раньше срока. А руководитель отдела современного искусства музея Дмитрий Озерков отметил, что искусство Фабра, напротив, дает новую жизнь погибшим бездомным животным.

   

Полли Морган

Свою первую работу с мертвым животным британская художница Полли Морган сделала в 2004 году, причем совершенно случайно. Девушка увидела объявление таксидермиста Джорджа Джеймисона о мастер-классе и отправилась на него. Тогда Морган создала своего первого голубя и, по собственному признанию, влюбилась в ремесло и рабочие инструменты. Позднее на Полли Морган внимание обратил Бэнкси и заказал ей объект для одной из своих уличных выставок.

Полли Морган работает с животными, которые умерли естественной смертью или в результате несчастного случая. Их туши она берет у ветеринаров или бывших хозяев. Мертвых животных Морган помещает в непривычный контекст. Например, чучело сороки художница посадила на телефонный аппарат, сделав его аллегорией дурных новостей (работа «For Sorrow»). А в другом творении — «Understudy», с отражающейся в зеркале птицей, — передала размышления о внутренней красоте, превалирующей над внешней.

   

Маурицио Каттелан

Итальянец Маурицио Каттелан эпатирует публику не только скульптурами стоящего на коленях ребенка с лицом Гитлера или золотого действующего унитаза, но и арт-объектами с мертвыми животными. На Венецианских биеннале 1997 и 2011 годов он использовал чучела голубей. Главных птиц Венеции художник «рассадил» на стропила Центрального павильона. Первую инсталляцию Каттелан назвал «Туристы», а вторую — «Другие».

Фото: Marco Secchi/Getty Images

Также итальянец работал с тушами белок, лошадей и ослов. В 1996 году Каттелан создал несколько знаменитых таксидермистских работ. Одна из них — «Бидибидобидибу» — застрелившаяся белка, сидящая на стуле. Вторая — «Баллада о Троцком» — подвешенное к потолку чучело лошади. 

Фото: AP Photo/Mark Baker

Последняя в том же году была продана на аукционе за $5 тыс., а спустя восемь лет ее уже за $2,1 млн приобрел коллекционер и меценат Бернар Арно. По словам одного из самых авторитетных кураторов в мире современного искусства Франческо Бонами, Маурицио Каттелан «использует стратегию Уолта Диснея, то есть наделяет животных эмоциями и недостатками людей, но в чуть более мрачной, депрессивной тональности».

   

Дмитрий Цветков

Дмитрий Цветков. «Ледниковый период» (Фото: facebook.com/moscow.biennale)

Дмитрий Цветков — представитель поколения московских художников, чья карьера началась в девяностых. В 2009 году он создал скульптуру под названием «Ледниковый период». Цветков выстроил в ряд чучела «российских» зверей — медведя, рыси, лисы, волка, зайца и бобра. Всех их художник нарядил в шубы ярких цветов. По задумке автора, меховые наряды животным велики. Тем самым Цветков показал стремление к роскоши и богатству. В 2012 году арт-объект выставляли в Московском музее современного искусства в рамках персональной выставки Дмитрия Цветкова «Государство». Сам художник назвал скульптуру «мифологией нашей родины».