Впечатления, 31 мар 2017, 12:30

Без Малевича: русский авангард после революции 1917 года

Вторую часть проекта Еврейского музея и центра толерантности можно увидеть до 28 мая
Спустя год работы художников-авангардистов вновь вернулись в Еврейский музей и центр толерантности. Вторая часть проекта «До востребования. Коллекция русского авангарда» куратора Андрея Сарабьянова охватывает период с 1917 до начала 1930-х годов.
Читать в полной версии
(Фото: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности)

Короткий отрезок времени длиной в несколько лет русский авангард мог существовать официально. Это были первые годы после революции, когда власть больше всего занимали вопросы политики. «И вышло так, что левые, авангардно настроенные художники получили доступ к властным структурам. Они стали организовывать новые музеи, школы, новую систему образования», — рассказал «РБК Стиль» куратор проекта «До востребования. Коллекция русского авангарда из региональных музеев» Андрей Сарабьянов. Все закончилось в 1923 году, когда власть поняла, что авангард — не то искусство, которое нужно стране. А к началу 30-х он, по словам Сарабьянова, превратился в пустое место и запрещенную тему. «Вновь заговорить о Малевиче стало можно лишь к концу 70-х», — добавляет куратор.

Василий Кандинский. «Эскиз», 1920 (Фото: Еврейского музея и центра толерантности)

Сам Андрей Сарабьянов в проекте «До востребования. Коллекция русского авангарда» решил заговорить не только о Малевиче, но о десятках художников-авангардистов, среди которых есть и совсем неизвестные публике герои. Их работы Сарабьянов отыскал в собраниях региональных музеев по всей России: от Архангельска до Краснодара и от Омска до Вятки.

Вторая часть проекта «До востребования. Коллекция русского авангарда» охватывает период с 1917 года до начала 1930-х. В это время продолжалась эволюция примитивизма, кубофутуризма и других стилей, которые возникли в первое десятилетие XX века, и одновременно формировались новые направления, такие как беспредметность и конструктивизм. Организаторы выставки целенаправленно показывают, как авангард, бывший европейским течением, раскрывался на советской почве. «Не нужно воспринимать русский авангард как нечто закрытое. Различные влияния проходили сквозь железный занавес», — отмечает Сарабьянов.

Валентин Юстицкий. «Станковая живописная конструкция», 1921 (Фото: Еврейского музея и центра толерантности)
Александр Родченко. «Линии на зеленом, № 92». Из серии «Линиизм», 1919 (Фото: Еврейского музея и центра толерантности)

Всего на выставке представлены 110 работ 93 художников. Произведениями от пола до потолка увешаны три стены зала. Полотна собраны по направлениям. Так, с одной стороны зала — беспредметное искусство, с другой — художники и последователи группы «Бубновый валет». Работы Кандинского, Кончаловского, Родченко и других признанных мастеров соседствуют с произведениями совсем неизвестных художников. Так, об Иване Удоде авторы проекта даже не смогли отыскать биографических справок. А в случае с картиной Валентины Брумберг «Пейзаж с домом» зрители удивятся, поняв, что это полотно знаменитой создательницы многих советских мультфильмов.

Вторая часть выставки «До востребования. Коллекция русского авангарда из региональных музеев» открыта в Еврейском музее и центре толерантности с 30 марта до 28 мая.