Впечатления, 24 мар 2017, 14:00

История болезни: как в кино показывают расстройство личности

Геннадий Устиян о героях, в которых заключено сразу несколько сущностей
Диссоциативное расстройство, при котором в одном человеке уживаются (или нет) сразу несколько личностей — самый кинематографический недуг. К выходу в прокат фильма М. Найта Шьямалана «Сплит» вспоминаем, как это психическое отклонение «лечат» на экране.
Читать в полной версии
Фото: facebook.com/SplitMovie

«Сплит» 2017

Болезнь как повод для актерского перевоплощения

Можно сколько угодно жаловаться на то, что кино цинично использует человеческое несчастье, чтобы показать нуждающегося во врачебной помощи монстром — диссоциативное расстройство личности совсем не равно криминалу, но все же соблазн использовать его для фильма ужасов слишком велик. И дело не только в том, что страдающие этим психическим отклонением персонажи становятся более сложными злодеями, чем просто маньяк с бритвой. Множественное расстройство дает возможность актеру сыграть сразу нескольких, часто очень разных героев, что и сделал Джеймс МакЭвой в роли Денниса, он же Патриция, он же Барри, он же Джейд и так далее — всего в нем уживаются 23 личности, хотя на экране нам показывают от силы девять.

М. Найт Шьямалан не был бы собой, если бы не превратил историю о таком больном в мистический триллер о сверхчеловеке, в котором зло победило — в конце концов, все его фильмы так или иначе рассказывают о сверхъестественном. Поэтому психотерапевт оказывается в «Сплите» бессильным — когда речь идет о высших силах в угоду кинематографическим эффектам, наука и даже здравый смысл отступают. И это же приподнимание над реальностью в финале разочаровывает — когда включается надуманная надчеловеческая сила, фильм сразу теряет свою подкупающую в начале правдивость сюжета.

И все же МакЭвой сделал потрясающую работу, перевоплощаясь из ребенка во взрослого и из мужчины в женщину иногда прямо в пределах одного крупного плана. Это одна из тех самых ролей, по которым преподают актерское мастерство.

«Три лица Евы» 1957

Современная женщина в поиске себя

За главную роль в этом вышедшем в прокат ровно 60 лет назад фильме актриса Джоан Вудворд получила «Оскар», на много десятилетий вперед дав героям с диссоциативным расстройством личности фору перед другими, гораздо менее богатыми в плане психологической работы. Образцовая домохозяйка Ева приходит к психотерапевту с невинными симптомами — головной болью и редкими обмороками — и оказывается роковой бунтаркой, смеющейся в лицо мелкобуржуазным условностям.

«Три лица Евы» имел успех в 1950-х, потому что задел давно нывший нерв эпохи, которую принято считать самой благополучной и скучной в истории Америки. Примерная домохозяйка посмотрела на себя в зеркало и увидела лишь ожидающее ее бесперспективное будущее на скамейке перед непонятно зачем образцово ухоженным газоном. Плохая девочка сделала то же самое и обнаружила себя лишенной стабильности и прелестей долгого счастливого брака. Вместе они уже больше напоминали полноценную личность, а при помощи третьей — Джейн — могли даже анализировать себя со стороны и пытаться объяснить мир вокруг. Общество, конечно, хотело видеть Еву той самой, которая в начале пришла к врачу — легко управляемой, немного недовольной своей скучной жизнью домохозяйкой. Такой же, как все. И получило молодежный бунт 1960-х.

«Психоз» 1960

Диссоциативное расстройство как фрейдистское исследование

Альфред Хичкок был одним из первых коммерчески успешных режиссеров, обратившихся к психоанализу еще в 1940-х. «Психоз» стал встряской для режиссера, который, казалось, в 1950-х погрузился в хоть и очень качественные, но самоповторы. Черно-белый фильм, в первые 40 минут которого жестоко убивают главную звезду Джанет Ли, обновил жанр криминального детектива тем, что убийца совершал преступления, «перевоплощаясь» в покойную маму, иногда бравшую верх в сознании сына, когда он начинал нарушать ее представления о приличиях. Роль Нормана Бэйтса стала вершиной и проклятием актера Энтони Перкинса — его наглый и безумный взгляд в упор навсегда стал олицетворять неожиданно подступающие вспышки насилия, на которые, оказывается, способны благовоспитанные мальчики. Но именно поэтому Перкинс был обречен до конца жизни играть нервных психов и сниматься в гораздо менее талантливо сделанных сиквелах «Психоза».

«Я, снова я и Ирэн» 2000

Решение проблемы современных мужских фрустраций

Комедиям с Джимом Керри редко воздают должное — в сознании миллионов он «резиновое лицо», получавший огромные гонорары за умение просто смешить. На самом деле многие картины с его участием — от «Лжеца, лжеца» до «Человека, который говорит "да"» — смеясь комментируют современный мир с его двойными стандартами.

В 2000-м Керри воссоединился с авторами «Тупого и еще тупее», братьями Фаррелли, чтобы рассказать историю о госслужащем Чарли, от которого общество на словах ждет, что он будет покорным вежливым гражданином, а реальные встречные и охраняемая им блондинка Ирэн из названия (Рене Зеллвегер) — что он должен вести себя как «настоящий мужик» из старых вестернов. Чарли отвечает на эти противоречивые требования своей «темной стороной» — вероломным хамлом Хэнком, которому ничего не стоит сунуть курицу в заднее место преследующему влюбленную пару копу. Фаррелли показывают раздвоение личности Чарли/Хэнка как реакцию растерянного современного мужчины на двойные стандарты, требуемые для работы и любви, и Керри — один из немногих актеров, кто может совмещать в себе эти две личности легко, для комедии, как и просили.

«Объединенные штаты Тары» 2009–2011

Легкое улучшение быта

Единственный сериал в этом списке, зато придуманный и написанный Диабло Коуди, получившей в 2008-м «Оскар» за лучший сценарий подростковой трагикомедии «Джуно». Главная героиня Тара (Тони Коллетт) — работающая мать и жена — перестает принимать таблетки от своего диссоциативного расстройства личности, и родные и близкие не всегда уверены, с кем им придется иметь дело в следующую минуту. То распутная часть подсознания захочет совратить мужа своей «хозяйки», то на школьную постановку к детям придет не мать родная, а грубый слесарь, пристающий к другим мамашам.

Но как бы ни жаловались родственники на выкрутасы маминого сознания, это сериал о том, что в современной женщине в принципе обязаны уживаться столько продиктованных обществом личностей, что регулярные всплески болезни — детский сад по сравнению с окружающей Тару реальностью.