Жасмин Одемар о женщинах в часовом деле, стиле и бизнесе
Как преуспеть в мужской профессии, стать президентом совета директоров и заявить о себе— Во многих своих интервью вы говорили о гендерном равноправии, которое однажды установится в часовом мире. Это уже случилось?
— Еще не совсем (смеется). Надо набраться терпения. В часовую индустрию приходит все больше женщин: они работают в сфере пиара, коммуникаций, маркетинга. Я бы даже сказала, что в этих областях их уже большинство. Ну а мужчины главным образом трудятся в технических и инженерных департаментах. В том, что касается менеджмента и управления марками, ситуация меняется, но требуется время, чтобы женщины осознали себя частью этого круга. И я по-прежнему уверена, что это равноправие наступит.
— Другими словами, пока в часовом бизнесе женщины занимаются скорее «внешней политикой».
— Да, вы правы. И все это начинается со школьного образования: инженерному делу и точным наукам по-прежнему приходят учиться немногие девушки. А значит, и на рынке труда женщин с соответствующим образованием будет меньшинство и на высокие должности в этих областях они будут претендовать с меньшей вероятностью. А все потому, что слишком часто родители маленьких девочек решают: «Это не для нее».
— Вы лично знакомы с некоторыми женщинами-управленцами в часовом бизнесе?
— Конечно! Прежде всего с госпожой Найлой Хайек, председателем совета директоров Swatch Group и главой нескольких марок. Я отлично знаю мадам Шойфеле из Chopard, хотя она занимается преимущественно ювелирными украшениями. У Cartier есть дама, которая руководит производством калибров, и ее случай по-настоящему уникален.
— Руководить редакцией ежедневной газеты (а вы были первым главным редактором-женщиной в Le Journal de Genève) и возглавлять совет директоров часовой марки — это одно и то же?
— Это два разных вида бизнеса, но оба они связаны с людьми. Качество журналистики напрямую зависит от таланта пишущего, его любознательности, образования, вдохновения, вовлеченности в процесс. В часовом деле тоже многое зависит от энтузиазма и таланта часовщиков и других работников.
— Одно время вам пришлось работать с Полетт Пиге, представительницей другой семьи владельцев. Две женщины у руля одного часового бренда. Не было ли у вас разногласий, соперничества?
— Полетт была прекрасной женщиной, которая была полностью поглощена семейным бизнесом. У нее был огромный жизненный опыт и потрясающее чувство юмора. А еще она обожала детективы, и мы часто обменивались книгами.
— Вы тоже любите детективы?
— Я предпочитаю истории о путешествиях и путевые заметки.
— Сейчас все больше марок выпускают специальные женские калибры с усложнениями. Как обстоит дело у Audemars Piguet?
— Женские часы — большая часть нашего наследия, в музее есть немало превосходных экземпляров. Другой вопрос, что в новейшей истории компании часы Royal Oak сформировали представление о марке как о мужском бренде. И все же 30% продукции адресовано женщинам. Мы хотим довести эту цифру примерно до 40% — не до 50%, производство такого объема женских часов заставит нас вступить в конкуренцию с домами, которые исторически занимаются выпуском женских моделей, в том числе ювелирных. А мы скорее относимся к клану Patek Philippe и Vacheron Constantin.
— Какие модели из новой коллекции Audemars Piguet вам особенно нравятся?
— Я с первого взгляда влюбилась в женские часы Royal Oak Frosted Gold. Мне очень нравится то сияние, которое придала нашим классическим часам новая ювелирная техника. Важно, что блеск очень сдержанный, не вычурный, не кричащий, а кроме того, полностью сохранены все коды и символы классического Royal Oak.
Если вы убеждаете себя, что проблема возникла из-за вашей принадлежности к слабому полу, вы тем самым ставите себя в тупик
— Вы носите главным образом брючные костюмы. Почему?
— Из соображений практичности. Я ценю ощущение комфорта, поэтому давно покончила с каблуками и очень переживаю, когда вижу, как коллеги-женщины мучаются на шпильках. Очень люблю итальянские марки Max Mara, Armani, швейцарский бренд Akris. Из сумок предпочитаю Longchamp.
— С самого начала, придя в компанию, испытывали ли вы сложности с тем, чтобы заявить о себе, заставить прислушаться к своему мнению?
— Совсем нет. Прежде всего потому, что я родом из часовой семьи: все детство и юность я постоянно слышала разговоры о часах, которые вели мои дед и отец. Так что для меня это был обычный мир, с которым я была очень хорошо знакома. Кстати, когда я пришла в газету, была второй женщиной в редакции, потом, конечно, их стало больше. Но знаете, что я поняла: если каждый раз, сталкиваясь с проблемой, вы убеждаете себя, что она возникла из-за вашей принадлежности к слабому полу, то тем самым вы ставите себя в тупик. Есть проблема — нужно искать ее решение. Мой отец говорил: «Надо всегда быть готовым к встречному ветру». Именно он настоял на том, чтобы я покинула журналистику и пошла в совет директоров семейной компании. Он доверял мне.