Впечатления, 12 янв 2017, 18:30

10 лучших киномюзиклов за последние 40 лет

От «Энни» и «Лака для волос» до «Девушек мечты» и «Мамма Mia!»
От «Энни» и «Лака для волос» до «Девушек мечты» и «Мамма Mia!»: кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян рассказывает о фильмах, которые стоит посмотреть или пересмотреть на волне успеха «Ла-Ла Ленда».
Читать в полной версии
Фото: kinopoisk.ru

До 1960-х включительно голливудские мюзиклы представляли собой целый мир со своими звездами, режиссерами и другими профессионалами жанра, которые как на конвейере выпускали превосходные фильмы. 1970-е были последним десятилетием той эпохи — «Кабаре» получил восемь «Оскаров» в 1973-м, «Бриолин» вошел в десятку самых кассовых фильмов десятилетия, а «Весь этот джаз» показал, что в мюзикл можно превратить даже автобиографическую исповедь.

Но с годами жанр ушел в тень — зрители совсем разучились смотреть фильмы, герои которых вдруг ни с того ни с сего принимались петь и танцевать. И все же за последние четыре десятилетия мюзикл иногда возвращался на экраны, и иногда с большим успехом — выходящий на этой неделе в прокат «Ла-Ла Ленд» гарантированно получит «Оскар» и уже собрал в мировом прокате $85 млн при бюджете всего $30 млн.

 

 

«РБК Стиль» вспоминает самые недооцененные и успешные примеры.

 

«От всего сердца» (1981)

Кадр из фильма «От всего сердца» (Фото: kinopoisk.ru)

Именно с этого громкого провала (фильм собрал в американском прокате меньше миллиона долларов при бюджете $26 млн) началось падение одного из главных режиссеров 1970-х Фрэнсиса Форда Копполы (достаточно вспомнить, что его предыдущим фильмом был гениальный «Апокалипсис сегодня»), а у мюзиклов испортилась репутация. Но если посмотреть фильм сейчас, то в нем можно найти похожие на популярнейший «Ла-Ла Ленд» сюжетные темы. Плюс музыка Тома Уэйтса и хорошие актеры — от Гарри Дина Стэнтона до Настасьи Кински.

   

«Энни» (1982)

Кадр из фильма «Энни» (Фото: kinopoisk.ru)

Мало кто ждал от уважаемого классика, автора «Мальтийского сокола» и «Африканской королевы» Джона Хьюстона, что он в 76 лет снимет мюзикл про отношения девочки из приюта со старым ворчуном, согласившимся разыскать ее родителей. Несмотря на то, что «Энни» попала в десятку самых кассовых фильмов года, продюсеры все равно потеряли деньги из-за огромного для начала 1980-х бюджета в $50 млн. История обаятельной брошенки не забыта — в 2014-м вышел вполне популярный ремейк с Кэмерон Диас в роли злой воспитательницы.

   

«Лак для волос» (1988)

Кадр из фильма «Лак для волос» (Фото: kinopoisk.ru)

Трэш-хулиган и аутсайдер Джон Уотерс в конце 1980-х пошел в мейнстрим с этой историей о пышке Трейси Тернблад, которая выиграла в начале 1960-х танцевальный конкурс назло местной красотке и начала приучать балтиморских старперов к социальной и расовой толерантности. Фильм со временем стал только популярнее и лег в основу не только снятого в 2007-м ремейка с Джоном Траволтой в роли нелепой мамаши главной героини, но и бродвейского мюзикла.

   

«Эвита» (1996)

Кадр из фильма «Эвита» (Фото: kinopoisk.ru)

Наверное, самое серьезное кинодостижение Мадонны — она даже получила «Золотой глобус» как лучшая актриса в мюзикле — возможно, потому что произнесла за весь фильм всего 140 слов, остальные пропела (у ее партнера Антонио Бандераса и того меньше — шесть слов). Чтобы получить эту роль, на которую претендовали почти все голливудские звезды от Мишель Пфайффер до Мэрил Стрип, Мадонна написала письмо режиссеру Алану Паркеру, в котором провела параллели между своей жизнью и биографией Эвы Перон. В общем, она была права — кто еще должен был играть актрису категории «Б», ставшую самой знаменитой женщиной в стране?

   

«Танцующая в темноте» (2000)

Кадр из фильма «Танцующая в темноте» (Фото: kinopoisk.ru)

Редкий европейский фильм в этом списке и, пожалуй, один из самых удачных кинодебютов представительницы музыкального бизнеса. Сыгравшая слепнущую иммигрантку Бьорк номинировалась на «Золотой глобус» как лучшая актриса года и на «Оскар» за лучшую киномузыку. Это пронзительное признание Ларса фон Триера в любви к мюзиклам, в которых нет реальных бед и несчастий и можно хоть на время забыть о конечности бытия, заслуженно получило «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, и там же исполнительница главной роли получила приз как лучшая актриса.

   

«Мулен Руж» (2001)

Любовный треугольник, обреченная любовь, богемный Париж, перья, песни и танцы. Никто не умеет это делать лучше База Лурмана — неудивительно, что «Мулен Руж» номинировался на восемь «Оскаров».

   

«Чикаго» (2002)

Самый внушительный реванш считавшегося мертвым жанра случился в первые годы XXI века, когда криминальная история манипуляции общественным мнением в Америке 1920-х получила шесть «Оскаров» и собрала больше $300 млн в мировом прокате. И это тот самый фильм, за игру в котором киноиндустрия впервые признала ветерана Голливуда Ричарда Гира, получившего за роль циничного адвоката Билли Флинна свой единственный «Золотой глобус» за всю долгую карьеру.

   

«Девушки мечты» (2006)

Мюзикл Билла Кондона слегка проигрывает в аутентичности из-за того, что обладатели прав на песни супер-группы Supremes отказались сотрудничать с проектом. И все же у номинировавшегося на восемь «Оскаров» фильма много достоинств — игра дебютантки в кино Дженнифер Хадсон, неожиданное перевоплощение знаменитого комика Эдди Мерфи в серьезного актера, полуавтобиографический пафос Бейонсе, которая доказывает, что она серьезная певица, и, наконец, сами песни.

   

«Суини Тодд» (2007)

Многие поклонники ранних фильмов Тима Бёртона отвернулись в XXI веке от любимого режиссера, сочтя его позднее кино легковесным. Бёртон ответил историей мести оставшегося без семьи брадобрея, настолько мрачной и жестокой, что песни в ней слушались как издевка. Награды не заставили себя долго ждать — фильм предсказуемо получил «Золотой глобус» в категории мюзикл/комедия, и слово «комедия» здесь может быть воспринято исключительно иронично.

   

«Мамма Mia!» (2008)

Если добавить к хитам ABBA солнечный греческий остров, Мэрил Стрип и бывшего Джеймса Бонда Пирса Броснана в роли вероятного отца ее дочери, то результат соберет больше $600 млн в мировом прокате. Ни на что не претендующее легкое развлечение запомнилось, помимо прочего, одним из самых смешных мемов года с прыгающей в шпагате обладательницей трех «Оскаров». Давно циркулирующие слухи о сиквеле так и остались слухами — Стрип явно отказалась дальше «позориться» и вернулась к ролям на «Оскар».