Кто за NAS: в чем плюсы и минусы виски без возраста
Как появление новой категории отражается на индустрии и потребителяхПричиной появления виски без возраста, No Age Statement, или, сокращенно, NAS, стал бум потребления виски single malt, односолодовых виски, исходным сырьем для которых является только ячменный солод, и производится он только из спиртов одной вискикурни. Категория single malt появилась в Шотландии в 1960-х и захватила весь мир в 90-х и нулевых. Вместе с бумом росли цены и таяли запасы выдержанных старых спиртов на шотландских вискикурнях. В результате эти спирты стали стоить в разы дороже, нежели в шестидесятых, и производители принялись выводить на рынок бренды виски без указания возраста на этикетках. Это повлекло за собой целый ряд проблем для потребителей, отличающихся постоянством привычек, поскольку возраст выдержки считается своеобразной шкалой престижа для односолодовых виски. Отказ от традиций стал основным аргументом противников категории NAS. По мнению Эркина Тузмухамедова, главного отечественного эксперта в области виски, своим появлением она перечеркивает все достижения индустрии. «NAS отменила выдержку как мерило соотношения качества и стоимости. До сих пор возраст был главным в этом смысле ориентиром, и теперь этот ориентир стерт со шкалы оценки. Это категория, которая не гарантирует качество. И довольно циничный ход, выгодный, прежде всего, крупным компаниям-дистрибьюторам», — считает он.
У производителей на этот счет своя позиция. По мнению Константина Саморукова, одного из бренд-амбассадоров компании Diageo, создавая виски без возраста, мастера, прежде всего, ориентируются на вкус, нежели на возраст выдержки. Саморуков указывает на важную деталь, малоизвестную большинству потребителей: односолодовые виски — это тоже купаж, только в пределах одной дистиллерии, и в этом его основное отличие от купажированного виски, в котором могут использоваться спирты с разных дистиллерий с добавлением зерновых спиртов. И при создании NAS у мастера купажа есть возможность брать спирты, когда они находятся на пике вкусового развития, не ограничивая себя их возрастом.
«Односолодовый виски без возраста, на наш взгляд, — это интересная история создания самого продукта с точки зрения отсутствия ограничений выдержкой и присутствия широкой палитры вкусов, которые могут составить основу купажа, — говорит Саморуков. — Также не стоит забывать, что виски без возраста бывают не только односолодовыми, но и купажированными, а это говорит об определенном векторе развития уже всей категории виски. NAS — это виски, в которых сильно подчеркивается определенный вкусовой профиль, и это ответ именно на спрос потребителя, который при употреблении хочет испытывать новые ярко выраженные вкусовые ощущения».
«Я отношусь к тем, кто за NAS, — говорит бренд-амбассадор Maxxium Russia Ольга Зырянова, которая объясняет появление виски без возраста еще и сугубо технологическими причинами. — Любая бочка виски, которая выдерживается на складе, уникальна. Каждый год мастер купажа проверяет состояние бочек, и каждая из них развивается по-разному. Бывают бочки с огромным потенциалом к выдержке, которые затем не оправдывают возложенных на них надежд. Что может сделать мастер купажа с бочкой, которая достигла своего пика развития в возрасте 13 или 14 лет? Он не может добавить этот спирт в 18-летний виски по закону (указанный на бутылке возраст — это возраст самого молодого спирта в купаже — прим. «РБК Стиль»), поэтому все, что ему остается, — использовать его в 12-летнем бленде». Теперь же, по мнению Ольги Зыряновой, спирты, попадающие в промежуток между традиционными возрастными категориями, такими как 12, 18, 21 год, становятся ценными сами по себе. Главный же плюс категории NAS с ее точки зрения заключается в большей свободе творчества для мастера купажа, что влечет за собой создание более авторских виски.
Итак, больше свободы, меньше ограничений, ломка традиций и сложившейся иерархии. Много ли в этом маркетинга? Довольно много, это признают и производители, но что это за маркетинг? Например, сотрудничество со знаменитыми каталонскими шеф-поварами братьями Рока, которые не только сделали гастрономический аккомпанемент к новому виски без возраста, но и поучаствовали в его создании как дегустаторы. Интересно? Безусловно. Что мы теряем с появлением NAS? Возможно, коллекционировать виски теперь будет не так интересно, как раньше — откуда взяться спортивному азарту, когда ты довольно приблизительно представляешь, какого возраста виски у тебя в бокале.
3 несложных коктейля на односолодовом шотландском виски без возраста
New Deli Sour
Односолодовый шотландский виски — 40 мл
Лимонный сок — 20 мл
Сахарный сироп — 10 мл
Белок яйца — 15 мл
Сухое красное вино — 20 мл
Цедра апельсина
Залить все ингредиенты, кроме вина, в шейкер, тщательно взбить и отфильтровать в бокал на лед. Заполнить оставшееся пространство бокала вином. Украсить коктейль цедрой апельсина.
Buddha Hand
Односолодовый шотландский виски — 40 мл
Холодный ягодный чай — 30 мл
Лимонный сок — 20 мл
Сахарный сироп — 15 мл
Черносмородиновый ликер — 10 мл
Веточка мяты
Заварить чай и охладить. Налить все ингредиенты в шейкер и тщательно взбить. Отфильтровать в бокал на лед. Украсить веточкой мяты.
Fish and Sherry
Односолодовый шотландский виски — 40 мл
Херес фино — 15 мл
Кампари — 5 мл
Малиновый ликер — 10 мл
Цедра апельсина
Смешать все ингредиенты в шейкере и отфильтровать в бокал на лед. Украсить цедрой апельсина и ягодой малины.