Редкая птица: коллекционные часы Ulysse Nardin
Ulysse Nardin представил модель к году Петуха по китайскому календарю — Classico Year of RoosterНовые Classico Year of Rooster от Ulysse Nardin — продолжение успешной зодиакальной серии. Выпущены они в количестве 88 экземпляров на весь мир в корпусе из 18-каратного розового золота и оснащены механизмом с автоматическим заводом UN-815 (запас хода порядка 42 часов). Но главное в Year of Rooster, как и в других моделях серии, — уникальный циферблат, на сей раз с выполненным в технике выемчатой эмали (champelevé) Огненным Петухом.
А оттого главные в создании этих часов — специалисты мануфактуры Donzé Cadrans, приобретенной Ulysse Nardin в 2012-м. Старинная мануфактура, специализирующаяся сейчас на выполненных в различных эмальерных техниках циферблатах, была основана эмальером по фамилии Донзе, начинавшим с работы на Zenith и создававшего даже эмалевые диски для телефонных аппаратов, а потом решившего создать собственный независимый бизнес и сотрудничать с разными мануфактурами. Так в Donzé Cadrans происходит и сейчас: хоть Ulysse Nardin и является собственником, циферблаты тут создают еще для десяти часовых компаний (названия их разглашать запрещено, но поверьте — это бренды «класса А»), а кроме того — реставрируют циферблаты старинных моделей. Один из заказчиков такой реставрации — женевский Музей Patek Philippe.
Работают тут исключительно с горячей эмалью практически во всех ее техниках, кроме разве что эмалевой миниатюры. Как объясняют в Donzé Cadrans, они пока не нашли в штат художника уровня Аниты Порше (то есть — уровня самой знаменитой художницы, работающей с горячей эмалью в часах), а уровень ниже мануфактуре не подходит. Сейчас в Donzé Cadrans работает шесть эмальеров, но учеников ищут очень активно — и не только на миниатюрную живопись, производство вообще хотят расширить. Сейчас здесь создают порядка 1000–1200 циферблатов в год (50% для брендов Kering Group, в которую входит Ulysse Nardin), из которых, например, циферблатов в технике перегородчатой эмали (cloissonnee) всего 10-12. «Клуазоне» тут делают только на золоте и только с ручным гильоше. В этой технике как ни в какой другой важен слой эмали — он должен быть абсолютно одинаковым, иначе перегородка завалится вбок (начинает она заваливаться, если разница в слое составляет 0,02 мм и более). Точность тут вообще превыше всего: каждый циферблат должен быть идеальным. Хоть производственные возможности и ограничены сложностью процесса и человеческими ресурсами, наличие собственной мануфактуры эмалевых циферблатов — а этим может похвастаться не такое уж и большое количество швейцарских часовых компаний — дает Ulysse Nardin немало преимуществ.
Вот что рассказал мне исполнительный директор Ulysse Nardin Патрик Хофман: «Стратегическое значение Donzé Cadrans сложно переоценить: например, в прошлом году мы решили создать к проходящей весной выставке Baselworld новую модель с циферблатом из эмали. Первую встречу по циферблату этих часов мы провели только в декабре, а к апрелю часы уже были на выставке — это возможно только благодаря собственному производству».
Вот и новые Classico Year of Rooster стали реальностью во многом благодаря Donzé Cadrans и их мастерскому владению техникой выемчатой эмали. «Разлетятся» петухи по разным странам: как рассказывает Хофман, популярны эти часы далеко за пределами Поднебесной, даже в США — а это не самый простой рынок для подобных декоративных часов — в прошлые годы было продано несколько зодиакальных моделей.