Впечатления, 13 дек 2016, 10:30

Алла Демидова сыграла «Поэму без героя» Ахматовой

В основу постановки «Гоголь-центра» легли не только произведения Ахматовой, но и книга самой актрисы
Три года назад в только открывшемся «Гоголь-центре» Алла Демидова написала на стене маркером: «Почтальон всегда звонит дважды. Я верю, что молодая Таганка возродится!». Круг замкнулся: актриса снова выходит на ту же сцену в спектакле по стихам Ахматовой.
Читать в полной версии
(Фото: Ира Полярная)

В этом году в афише «Гоголь-центра» сразу несколько поэтических спектаклей. Театр вспоминает XX век, рассказывая о судьбе пяти поэтов: Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Кузьмина и Ахматовой. Максим Диденко поставил в рамках этой программы спектакль «Сестра моя — жизнь» по прозе и стихам Бориса Пастернака, Антон Адасинский выпустил «Мандельштама».

«Поэма без героя» Анны Ахматовой продолжает цикл «Звезда», хотя и стоит в нем несколько особняком, прежде всего благодаря личности исполнителя. Никогда не пришло бы в голову использовать это определение в адрес Аллы Сергеевны Демидовой, если бы она сама в своих интервью и выступлениях не подчеркивала, что актер — всегда исполнитель и должен стремиться к тому, чтобы воплотить любую идею.

Но в этом спектакле режиссер и актриса — соавторы. В него вошли не только отдельные стихи Анны Ахматовой, отрывки из «Реквиема» и «Поэма без героя», но и книга с комментариями к «Поэме», написанная самой Демидовой. Актриса много лет «копала» ее, как она сама говорит, искала реальные прототипы промелькнувших в ней персонажей, разбирала поэму, «как разбирала бы роль».

 
Алла Демидова (Фото: Ира Полярная)

«Через меня прошло много материалов об Ахматовой: мемуарная проза, письма, интервью, воспоминания современников и, конечно, ее стихи. Что-то из своих размышлений я заносила в тетрадь, что-то осталось на отдельных листочках. И в конце концов мне захотелось поделиться этими записками с читателями», — пишет актриса в начале книги, которая называется «Ахматовские зеркала». Она вошла в спектакль не фрагментами текста, а образами. Разобранные в ней любимые приемы Ахматовой — эхо, отражения, появление в зеркалах двойника — Кирилл Серебренников (он здесь и режиссер, и художник) сумел материализовать и перевести на круглый экран. На нем появляются, тесня друг друга, исчезают и снова всплывают строчки стихов, обрывки документов, портреты тех, кто стал частью «Поэмы»: Мандельштама, Мейерхольда, Кузьмина, Гумилева…

 
Сцена из спектакля «Поэма без героя» (Фото: Ира Полярная)

Череда персонажей создает ощущение пластов времени, выплывающих из стихов, времени между 1930 и 1965 годом, вместившим в себя и лихорадочное веселье перед Первой мировой, и аресты, и тюремные очереди в Ленинграде накануне новой войны. Все это есть в «Поэме», которую Демидова называет «энциклопедией русской культуры двадцатого века».

 
Сцена из спектакля «Поэма без героя» (Фото: Ира Полярная)

Магия этого спектакля понятна и в то же время трудно объяснима. Она складывается из отношения актрисы к тексту, который она проживает уже не по-актерски, а скорее как свой, из ее потрясающей техники, умения как никто другой держать паузу и выдавать волнение немногими жестами. «Поэма без героя» будет идти в «Гоголь-центре» и в новом году. Может быть, это означает, что судьба, которая, как говорила Демидова, в какой-то момент начала уводить ее из театра, сделала очередной поворот.

Ближайшие показы «Поэмы без героя» в «Гоголь-центре» состоятся 10 и 11 января.