Лучшие и худшие фильмы года по версии критиков
Самые громкие киновзлеты и падения 2016 годаЛучшие фильмы года
Этот список составлен редакторами портала Metacritic, но здесь средний балл от рецензий в СМИ не учитывался. Система оценки другая, и во многом даже более честная: в расчет принимают положения картин в итоговых рейтингах изданий, где вышедшие в этом году фильмы расставлены по местам. Если картина взяла первое место — она получает от Metacritic три очка, второе — 2, за любые другие места вплоть до десятого — по одному, вплоть до двадцатого — по половине. Таким образом, чем чаще журналисты ставили фильм на первое место, тем больше очков он в итоге получил и так далее.
— 5 место —
«Прибытие»
Эту умную и интеллигентную картину можно назвать самой успешной работой Дэнни Вильнева, мастера психологических триллеров. Она не только собрала в прокате более $100 млн (что довольно неплохо, учитывая концепцию фильма), но и почти с ходу завоевала любовь зрителей и журналистов.
Сюжет фильма повествует о команде лингвистов, которая должна попытаться наладить контакт с прилетевшими непонятно зачем на Землю инопланетянами. Рассказывать что-то большее было бы непростительно, тем более что фильм пока еще идет в российских кинотеатрах.
«Если вы ищете глубокий, вдумчивый и нестандартный взгляд на знакомую и избитую тему (а это то, что нужно в эру одинаковых сиквелов) — обратитесь к Дэнни Вильневу», — написал в своей рецензии рецензент Empire, выставивший фильму максимальный балл.
Кстати, именно Вильнев сейчас снимает продолжение культового «Бегущего по лезвию».
— 4 место —
«Манчестер у моря»
Эта трогательная семейная драма завоевала награды на нескольких кинофестивалях независимого кино и запросто может побороться на «Оскаре» в номинации «Лучший фильм».
«Открытое окно в израненную человеческую душу», как метко назвал его кинокритик Майк Скотт, «Манчестер у моря» рассказывает о сантехнике Ли Чендлере (блистательно сыгран Кейси Аффлеком), который после смерти брата возвращается в родной город, чтобы взять под опеку пятнадцатилетнего племянника.
В России фильм, к сожалению, в прокат не вышел, и пока неясно, выйдет ли вообще. А зря — сразу три авторитетных западных издания поставили его на второе место в списке лучших картин года.
— 3 место —
«Тони Эрдманн»
Согласно рейтингу Metacritic, на третьем месте должен быть «O.J.: Made in America». Однако с учетом того, что это восьмичасовой документальный фильм из пяти частей, который показывали по американскому телеканалу ESPN, и в России посмотреть его довольно проблематично, «РБК Стиль» вынес его за рамки рейтинга, и включил в топ «Прибытие», который изначально находился на шестом месте.
«Тони Эрдманн» — фильм-обладатель приза Каннского кинофестиваля. Он также выдвинут от Германии на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» и, судя по отзывам в прессе, имеет все шансы не только войти в шорт-лист, но и победить.
Режиссер Марен Аде рассказывает в своем фильме о стареющем и одиноком учителе музыки, который придумывает себе образ эксцентричного богача Тони Эрдмана, чтобы сблизиться со своей дочерью. Загвоздка в том, что девушка — успешный бизнес-консультант, и выходки ее «отца-бизнесмена», постоянно следующего за ней по пятам, не раз и не два ставят ее в неловкую ситуацию.
«Смешивая трогательность и юмор в идеальных пропорциях, Тони Эрдманн грациозно выходит за рамки своей шаблонной завязки и становится одной из самых трагичных комедий последнего десятилетия» — We got this covered
— 2 место —
«Ла-Ла Лэнд»
Сразу четыре издания поставили эту музыкальную драму с Эммой Стоун и Райаном Гослингом на первое место в списке лучших картин 2016-го. Фильм посвящен паре влюбленных друг в друга творческих людей — старлетке и джазмену, которых объединяет фанатичное стремление получить признание. Но когда слава и успех все-таки обрушиваются на них, любовь проходит проверку на прочность.
«Шокирующе амбициозно и волнующе живо — а так бывает только с лучшими фильмами» — Entertainment Weekly
— 1 место — Лучший фильм года —
«Лунный свет»
Главный кандидат на все основные кинонаграды 2016-го и лучшая картина года по версии сразу семи авторитетных американских кинокритиков. Полностью проигнорирован нашими прокатчиками, скорее всего, ввиду своего содержания. Ведь выглядит «Moonlight» как «типичный фильм на "Оскар"»: он рассказывает историю взросления и становления чернокожего юноши, от тяжелого детства и бурной молодости до расцвета сил и принятия своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако то, с каким тактом и уважением обходится с этой темой режиссер фильма Барри Дженкинс, вызывает восхищение. «Лунный свет» не пытается паразитировать на популярной нынче теме толерантности, не старается давить на жалость и с умным видом читать мораль, — он говорит со зрителем простым языком, рассказывая что-то понятное и близкое каждому. И оттого производит мощнейший эффект.
«Этот фильм — вне всякого сомнения и есть причина, по которой мы ходим в кино: чтобы учиться понимать, сближаться и испытывать боль — вместе» — Time Out New York
Худшие фильмы года
В отличие от рейтинга лучших фильмов, здесь в расчет принимается только средняя оценка, выставленная самыми авторитетными кинокритиками США. Все просто: худшим фильмом признается тот, у которого этот балл ниже.
— 5 место —
«Макс Стил»
По линии игрушек можно снять что-то не просто хорошее — но во многом даже выдающееся (см. «Лего. Фильм»): умное, яркое, понятное и взрослым, и детям, начисто лишенное «рекламного» привкуса. «Макс Стил» — не такой случай. История этого полнометражного фильма недалеко ушла от рекламных брошюр, прилагаемых к коробке с игрушечными солдатиками компании Matto. Некий подросток Макс обнаруживает, что способен генерировать необычайно мощную энергию, а инопланетянин Стил помогает ему ее обуздать. «Скучный» и «ленивый» — два самых пристойных эпитета, которые заслужил «Макс Стил» в рецензиях журналистов.
— 4 место —
«Норм и Несокрушимые»
Если вам интересно, как полнометражный мультфильм про животных можно сделать по-настоящему убогим — посмотрите «Норм и Несокрушимые». На том же Metacritic его пользовательский рейтинг составляет 0,9 балла из 10. И критики, и зрители сходятся в одном: у «Норма…» «деревянная» рисовка, скучнейший и банальнейший сценарий, персонажи с отсутствующей харизмой и мотивацией и несмешные шутки. А заимствования из других известных (и хороших!) мультфильмов жутко бросаются в глаза: «Этот мультфильм можно запросто назвать «Счастливые миньоны Мадагаскара ледникового периода», — шутит на этот счет рецензент портала Variety.
— 3 место —
«Дедушка легкого поведения»
«Если это не худший фильм года, какие же кинематографические пытки меня ждут дальше?», — такими словами завершил свою рецензию репортер Chicago Sun Times. Заокеанские коллеги с ним особенно не спорили, а вот отечественные критики и зрители приняли фильм «Дедушка легкого поведения» более благосклонно — «Кинопоиск» показывает три положительных рецензии на две отрицательных, а пользовательский рейтинг — в районе шести баллов, что, в общем-то, не так уж и плохо.
Возможно, причина тому — народная любовь к Роберту де Ниро, сыгравшему в фильме главную роль. Не каждый день удается посмотреть на то, как он, уже далеко не молодой, «отрывается» на экране на молодежных вечеринках. Правда, для этого вам придется пройти через десяток минут не самого удачного сортирного юмора.
— 2 место —
«Несносные леди»
Дженнифер Энистон за многое можно уважать — но в мире кинокомедий она уже давно превратилась в женский аналог Адама Сэндлера. На пять фильмов, в которых она снимается, приходится четыре комедийных, три из которых — весьма неудачны. «Несносные леди» — яркий тому пример. Оскорбительные и плоские шутки, неестественное поведение персонажей, переигрывающие актеры, предсказуемый и глупый сценарий, — от критиков картине досталось практически за каждый ее аспект. Не спасла фильм и Джулия Робертс, играющая здесь одну из главных ролей: «Несносные леди» — это как если бы вы облили свою мать кипящим кофе, когда несли ей в постель подгорелые тосты — только в эквиваленте кино», — пошутил рецензент The Playlist.
— 1 место — Худший фильм года —
«Девять жизней»
«Девять жизней» запросто претендует на звание самого неудачного фильма в карьере великого актера Кевина Спейси. Картина не только признана худшей в этом году критиками всего мира, но и с треском провалилась в прокате, едва собрав чуть больше половины своего производственного бюджета. Вдвойне обидно, учитывая, что снял «Девять жизней», в общем-то, далеко не самый плохой режиссер Барри Зоненфельд, подаривший нам «Людей в черном» и «Семейку Адамс».
По сюжету фильма, герой Спейси, миллиардер-трудоголик, попадает в жуткую аварию и переселяется в тело… домашнего кота. Задумка одновременно и дикая, и любопытная, но реализация в любом случае перечеркнула весь потенциал: «87-минутная пытка без намеков на какие-либо шутки. Этот фильм способен превратить даже самого преданного любителя котиков в их ненавистника», написал кинокритик журнала Rolling Stone в своей разгромной рецензии.