Великий провокатор: Стивен Кляйн о фотографии и Москве
Зачем американский модный фотограф, регулярно снимающий для Vogue, V Magazine и i-D, прибыл в Россию— Стивен, как и когда вы заинтересовались фотографией?
— Мне было 13 или 14 лет, когда у меня появилась первая камера — обыкновенная дешевая мыльница. Причем это произошло совершенно случайно. Ее мне вручил незнакомый человек на городской ярмарке. И с тех пор я начал фотографировать.
— Но ведь вы же мечтали стать художником. Почему тогда переключились на фотографию?
— Да, я всегда мечтал стать художником и даже писал. Но когда переехал в Нью- Йорк, у меня почти не было денег. И тогда я подумал, что именно работа фотографом принесет мне прибыль. Так все и началось. Я работал в больнице, где лежали люди, страдающие психическими расстройствами. Я наблюдал за ними и фотографировал их.
Я, конечно, хожу на выставки, но ментально практически не вылезаю из «пузыря», в котором концентрируюсь на своей работе.
— Для вас фотография является искусством?
— Искусство — обширная тема. Я думаю, что коммерческая фотография, в основном, не является искусством. Ведь она создается лишь с целью увеличения продаж. Но множество успешных фотографов работают в обеих «ипостасях». Например, те же Ман Рэй и Хельмут Ньютон. И эти фотографы, бесспорно, внесли свой вклад в изобразительное искусство.
— Какое искусство и работы каких художников вдохновляют лично вас? И часто ли вы ходите в музеи, чтобы посмотреть чужие работы?
— На раннем этапе моего становления на меня оказал влияние Фрэнсис Бэкон. Но если быть до конца честным, мне кажется, что больше всего меня вдохновляет моя собственная работа с кинематографом. У меня практически нет времени, чтобы ходить по музеям. Я, конечно, хожу на выставки, но ментально практически не вылезаю из «пузыря», в котором концентрируюсь на своей работе. У меня, безусловно, есть представления о том, что происходит в мире искусства, и для этого мне не нужно ходить на каждую выставку и в каждый музей.
— Вы сказали о собственной работе с кинематографом. Есть ли у вас в планах работа над полным метром?
— Да, причем уже в данный момент я работаю над полнометражном фильмом.
— Вы часто используете христианскую символику в своих работах. Это как-то связано с вашей верой или это лишь атрибутика?
— Крест не обязательно обозначает что-то религиозное. Ведь его можно интерпретировать и вне христианства. Лично я не одержим религией. И использую кресты как метафору, например, борьбы в человеке темного и светлого начал.
— Ваши работы нередко называют провокационными. Преследуете ли вы цель шокировать публику? И считаете ли, что искусство должно провоцировать?
— Провокация в искусстве действительно важна для меня. А еще необходимо рассказать зрителю историю. Ведь если тебе нечего сказать, зачем вообще все это делать? Не важно, будет история взята из реальности или выдумана, это уже выбор художника. Лично я стремлюсь, чтобы мои работы отражали актуальные события. Мне важно дать комментарий к происходящему, ведь в противном случае ты просто создашь картинку некой продукции.
— Что вам нравится больше: работать со знаменитостями или снимать моделей?
— Мне нравится и то, и другое. Я многому научился в работе с актерами и людьми из киноиндустрии. Она сильно отличается от мира моды. То, что могут делать модели, не могут делать актеры, и наоборот. Мне повезло поработать и с потрясающими моделями, и с потрясающими актерами. И те, и другие — главный объект моих работ. А для меня важно, чтобы люди, которых я фотографирую, вдохновляли и мотивировали меня.
— Мой последний вопрос будет о вашем визите в Москву. Какова цель вашей поездки?
— Я приехал, чтобы представить короткометражный фильм, который я снял для бренда The Macallan, а также дизайн их бутылки.
— Расскажите про фильм.
— Я создал интерпретацию понятий алхимии и времени в рамках проекта Masters of Photography. Этот проект дал мне возможность создать фильм, основанный на времени: его восприятии, переплетении прошлого, настоящего и будущего.
— Вы в Москве уже не в первый раз. Какое впечатление сложилось у вас о городе, если не брать в расчет погоду за окном?
— Мне нравится Россия, я люблю приезжать сюда. Был здесь четыре года назад, когда у меня открылась выставка в «Гараже». И сегодня мы снова пойдем в этот музей. Должен сказать, что Москва — один из самых красивых городов. И очень фотогеничный.