Зашей рот: самые известные арт-акции в защиту заключенных художников
Как деятели искусства отстаивали право на самовыражение«Искусство — не преступление!», — гласит лозунг на майках с фотографиями Джонни Деппа, Нади Толоконниковой, Питера Гэбриела и других деятелей искусства, поддерживающих коллег по цеху, отбывающих тюремный срок. На снимках актеры и музыканты держат таблички с информацией о месте заключения и количестве присужденных лет. Эти фотографии растиражированы на майках, толстовках и худи, которые продаются в интернет-магазине Represent по цене от $23 до $35. Доходы должны пойти на оказание поддержки заключенным. «Voice Project были главными, кто координировал действия по нашей поддержке, когда мы были в лагерях, — рассказывает Надя Толоконникова. — Они сделали многое для того, чтобы способствовать нашему освобождению, они привлекали внимание к тому, что происходило, и это было действительно важно, потому что это помогло нам остаться целыми и невредимыми — сотрудники тюрем знали, что весь мир наблюдает за тем, что они с нами делают. … И они [Voice Project] делали многое из того, что не афишировалось, например, привозили нам в тюрьму еду и теплую одежду, особенно после того, как меня перевезли в Сибирь, и нанимали местных адвокатов, у которых было право посещать тюрьму и проверять, не бьют ли нас, не голодаем ли мы и так далее».
Сама Толоконникова поддерживает турецкую певицу Нудем Дурак, осужденную на 10,5 лет за пропаганду курдского сепаратизма. «Я провела два года в тюрьме за то, что спела *** песню! Сейчас Нудем Дурак отбывает десять с половиной лет в Турции просто за то, что спела! Мы не можем остановиться до тех пор, пока она не будет свободна, не можем остановиться, пока это не прекратится, неважно в какой точке мира», — говорит Толоконникова.
«Свобода самовыражения — кажется чем-то самим собой разумеющимся, пока ее не отнимут, — говорится в заявлении Voice Project. — Мы выступаем за тех, кто оказался в заключении по всему миру за то, что выразил несогласие с существующими порядками. Мы должны постоять друг за друга, вне зависимости от расстояния и границ. Никогда не знаешь, когда тебе самому может потребоваться такая же помощь». «РБК Стиль» вспомнил, с помощью каких арт-акций другие художники отстаивали свободу самовыражения и защищали коллег по цеху.
Китайские уличные художники за Ай Вейвея
Весной 2011 года китайские уличные художники развернули масштабную кампанию в поддержку своего знаменитого коллеги-диссидента Ай Вейвея, заключенного под стражу. Трафаретные изображения Ай Вейвея и надписи с призывом освободить его появились на стенах зданий и тротуарах Гонконга. Первым такую акцию предпринял 22-летний художник Мандарин, позже арестованный за свои действия полицией. При этом он поблагодарил стражей порядка за то, что они своими действиями привлекли столько внимания к этому вопросу. Еще один граффитчик рисовал гигантские изображения Ай Вейвея на правительственных зданиях. А группа Art Citizens организовала марш протеста 2 тыс участников различных местных арт-сообществ и провела в поддержку художника выставку Love The Future, на которой демонстрировалось 50 произведений искусства.
В мае 2011 года в Гонконге прошла еще одна масштабная акция — более 100 человек рисовали на улицах мелом слоганы «Свободу Ай Вейвею». Двое участников были арестованы за эти действия. «Правительство так нервничает из-за этих граффити, что ведет себя как птицы, пугающиеся выстрелов», — отозвался об этом член Лиги социал-демократов Эндрю То.
Мадонна за Pussy Riot
За освобождение участниц Pussy Riot высказывались многие российские и западные деятели искусства. В том числе и Мадонна, которая решила помочь не только словом, но и делом. В 2012 году в интернет-магазине на сайте певицы появились майки с логотипом группы и изображением девушки в красном мини-платье и маске-балаклаве. Стоимость маек составляла $19,95. Доходы от продаж отчислялись в пользу участниц Pussy Riot.
«К Мадонне никаких претензий нет, ее представители с нами периодически связываются. Продукция продается в счет будущих отчислений на нужды осужденных, — рассказывал в интервью «Известиям» муж Нади Толоконниковой Петр Верзилов.
Петр Павленский за Pussy Riot
В июле 2012 года петербургский художник Петр Павленский вышел к Казанскому собору с зашитым ртом и плакатом «Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа». Таким образом художник решил поддержать участниц Pussy Riot. По его замыслу зашитый рот стал символом того, что хотела добиться власть, инициируя карательный процесс над группой. Эта акция привлекла к себе внимание общества и прессы, а швы после этого Павленский снял.
Pussy Riot и «Бумбокс» за Олега Сенцова и Петра Павленского
В августе этого года в британском Лестере прошла международная премьера спектакля Белорусского свободного театра Burning Doors, рассказывающего о месте политических художников в современной России. Героями спектакля стали художник Петр Павленский и режиссер Олег Сенцов, которых сыграли актеры Кирилл Константинов и Андрей Уразов, и участница Pussy Riot Мария Алехина, сыгравшая роль себя самой. Музыку к Burning Doors написал украинские музыканты Андрей Хлывнюк и Александр Люлякин из группы «Бумбокс».
Представители трех государств объединились, чтобы привлечь внимание всего мира не только к судьбе художников, но и к тому, что в повседневности происходит в российских тюрьмах. «Наша задача — говорить о том, о чем мы все не говорили раньше, показать какие-то моменты, на которые не хочется смотреть, больно смотреть», — рассказывала в одном из интервью Мария Алехина. А сотрудники Белорусского свободного театра начали кампанию в поддержку Олега Сенцова: попросили британцев писать режиссеру открытки, переводили эти послания на русский и отправляли Сенцову в колонию. Помимо Британии Burning Doors был показан в итальянской Модене на фестивале VIE, а в ноябре и декабре театр отправится с этим спектаклем на гастроли в Австралию.
Теория малых дел
Деятели искусства поддерживали своих гонимых коллег по цеху не только масштабными акциями протеста и публичными выступлениями, но и более прозаичными действиями. Например, когда Василию Кандинскому в 1933 году пришлось бежать из нацистской Германии во Францию, художник Марсель Дюшан помог ему найти квартиру в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен. Александр Солженицын, высланный из СССР, некоторое время жил у знаменитого немецкого писателя Генриха Белля. Именно в дом Белля в Лангенбройхе Солженицын отправился в декабре 1974 года сразу после прибытия в аэропорт Франкфурта-на-Майне. Переводчик Карл Проффер способствовал тому, чтобы Иосиф Бродский получил место преподавателя в Мичиганском университете, а поэт Уильям Оден помог Бродскому войти в литературные круги США.